Реализация нефти и продуктов на АЗМ мало отличается от других видов торговли. Организации имеют возможность вести оптовую, розничную или оптово-розничную торговлю. Особенности возникают в связи с отнесением ряда нефтепродуктов к подакцизным товарам. Основным документом, определяющим особенности учета нефти и нефтепродуктов, являются Правила технической эксплуатации АЗС, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229. В статье расскажем про учет на АЗС, дадим примеры проводок.
Неавтоматизированные методы учета нефтепродуктов на автозаправочных станциях
Количественный учет нефтепродуктов на АЗС регламентирован действующей нормативной документацией. Основной такой нормативный документ – это Инструкция о порядке поступления, хранения, учета и отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях (далее – Инструкция).
Она предполагает, что выполнение учетно-расчетных операций происходит в соответствии со всеми действующими ГОСТ-ами, методическими указаниями, правилами и прочими нормативами.
Согласно пункту 1.1 этой Инструкции, учет количества нефтепродуктов на АЗС производится в литрах.
Это количество может меняться в зависимости от температурных колебаний атмосферного воздуха, и связано с физико-химическими свойствами нефтепродуктов. Помимо этого, нередко в одну и ту же емкость сливаются продукты хоть и одной марки, но изготовленные разными производителями, различающиеся своей сортностью и некоторыми связанными с ней особенностями технико-экономического характера.
Чтобы организовать оптимальную систему учета количества нефтепродуктов на АЗС, необходимо определить:
- порядок учета и его организации, включая как саму систему, так и документооборот, а также периодичность инвентаризации;
- материально-ответственных лиц из числа работников АЗС;
- лиц, чей обязанностью будет осуществление контроля порядка и достоверности учета;
- состав инвентаризационной комиссии.
Организация грамотного количественного учета на АЗС подразумевает определение следующих показателей:
- количество нефтепродуктов в резервуарах (по каждому резервуару – в отдельности и по маркам нефтепродуктов в сумме);
- наличие нефтепродуктов в трубопроводах технологического назначения;
- количество отпущенных через топливо- и маслораздаточные колонки продуктов.
Для оперативности такой учет на АЗС ведут в литрах, однако в контрольных целях не помешает ведение учета и в единицах веса (тоннах и килограммах). Это связано с тем, что весовые показатели (в отличие от объема и плотности) по своему количественному значению постоянны, и не зависят от изменений внешних условий или параметров.
Согласно вышеназванной Инструкции, вес нефтепродукта (далее НП) рассчитывается так:
№ | Полезная информация |
1 | при использовании объемно-массового метода измерений – путем перемножения плотности продукта и его объема, измеренных при одинаковых показателях температуры и давления, либо их приведенных к одинаковым значениях |
2 | при использовании массового метода измерений (как для тарных нефтепродуктов, так и для автоцистерн) – взвешиванием на весах |
3 | если используется объемный метод – замеряют только объем продукта |
4 | если берется гидростатический способ, то масса нефтепродукта рассчитывается умножением разности начального и конечного значения давления столба продукта (до и после товарной операции) на среднюю площадь сечения той части резервуара, откуда была произведена отгрузка продукта. Затем это произведение делят ускорение силы тяжести, которое установлено формулой, описанной в пункте 2.42 вышеназванной Инструкции |
Самым универсальным, а потому наиболее популярным из перечисленных является объемно-массовый способ.
Организация аналитического учета нефтепродуктов на АЗС подразумевает разделение их по следующим критериям:
- марка;
- собственные нефтепродукты и продуктов, которые находятся на ответственном хранении (продукты поклажедателей).
Организация учета при приемке нефтепродуктов
Нефтепродукты на АЗС могут поставляться следующими путями:
- железнодорожными цистернами;
- автомобильными цистернами;
- посредством трубопроводов;
- в таре.
Самый распространенный способ доставки продуктов до резервуара автозаправочной станции – автоцистерна.
В товарно-транспортной накладной формы номер 1-Т поставщики (или поклажедатели) указывают следующие параметры товара:
- точное название марки нефтепродукта;
- значение его температуры, объема и плотности, измеренные при отгрузке;
- вес нефтепродукта.
Объемно-массовый метод определения веса подразумевает измерение показателей плотности и объема в момент приемки товара при условии одинаковых (или приведенных к одинаковым) значений давления и температуры.
Читать также:
Проблема наличия нефтепродуктов в воде и как с ней бороться
Объем полученного нефтепродукта определяют с помощью специальных градуировочных таблиц либо через измерение уровня нефтепродукта в емкостях (резервуарах, ж/д цистернах, танках нефтеналивных судов), либо – по вместимости любой из перечисленных ёмкостей. Кроме того, объем можно измерить с помощью счетчика жидкости.
Плотность в транспортных средствах и резервуарах определяют путем отбора проб (в соответствии с Государственным стандартом номер 2517-85) с проведением их последующих лабораторных измерений. Определить плотность пробы можно как на месте, так и в лабораторных условиях (в зависимости от имеющегося на АЗС оборудования).
Данные о фактически поступившем количестве нефтепродукта заносятся в процессе и по окончании слива получаемого товара в резервуары заправочной станции в специальный журнал поступлений, а также в отчет по смене и в накладную.
Если фактическое количество принятого товара (в тоннах) совпадает с указанным поставщиком в прилагаемой накладной, работник АЗС ставит в ней свою роспись, один экземпляр оставляет на АЗС, а три остальных передает доставившему товар водителю.
Если эти значения различаются, необходимо составить акт недостачи. Он составляется в трех экземплярах, первый из которых прикладывают к отчету по смене, второй – передают водителю, который привез спорный груз, а третий – хранят на самой заправочной станции. Соответствующую отметку о такой недостаче необходимо сделать на всех экземплярах товарно-транспортной накладной, сопровождающей груз.
Возможность приемки нефтепродукта при выявлении количественной недостачи, которая может быть следствием нарушения времени доставки товара автоцистерной до АЗС, недоливом на предприятии поставщика или каких-либо других причин, определяет либо руководство АЗС, либо его владелец, руководствуясь принятым в организации порядком ведения количественного учета.
Контроль с помощью емкостного датчика уровня топлива
Как работает датчик уровня топлива?
ДУТ устанавливается (врезается) в бак автомобиля и фиксирует изменение объема ГСМ. По принципу действия их ещё называют датчиками емкостного типа. Точность ДУТ не уступает по точности расходомеру (97-99%). Но для получения объективных данных важно правильно откалибровать датчик и произвести тарировку бака на этапе установки. Поэтому монтаж оборудования нужно доверять профессиональным установщикам.
Как и в случае с ДРТ, система мониторинга получает показания ДУТ от трекера, с которым датчик взаимодействует. В программе мониторинга каждое изменение уровня жидкости в баке отображается с четкой привязкой ко времени и месту. Существуют варианты датчиков, которым не требуется соединение с бортовым контроллером. У таких датчиков есть собственный модуль GPS/ГЛОНАСС и модем GPRS.
Вместе с получением высокоточных данных об уровне топлива в баке, ДУТы позволяют:
- фиксировать заправки и сливы топлива
- определять ложные и неполные заправки
- распознавать микросливы
- выявлять факты слива с “обратки”
Встречается мнение, что с помощью ДУТ не выявить слив топлива с обратной магистрали. Но по графикам и отчетам в программе мониторинга можно понять, что такое, скорее всего, происходило.
Датчик уровня топлива – это универсальный инструмент для контроля дизельного топлива и бензина на всех автомобилях и спецтехнике. Но у этого способа контроля всё же есть свои ограничения:
- Измерительная трубка датчика может быть обрезана под любую высоту топливного бака, но если высота меньше 10 см, то нормальной картины расхода топлива вы не получите. Следовательно, способ подойдет не для всех легковых автомобилей.
- При установке ДУТ на спецтехнику могут возникнуть трудности, если баки на машинах нестандартной формы и с перегибами. Тогда потребуется установить два датчика, либо все же прибегнуть к другому способу контроля.
- В баках вытянутой формы (трейлеры, автопоезда) велика вероятность погрешности из-за колебаний топлива под углом. Для получения усредненных показаний понадобится установить два ДУТ. Это повысит стоимость оснащения, но гарантирует стабильную точность измерений.
- Преимущества: высокая точность, возможность отслеживать все манипуляции с топливом
- Недостатки: сложная установка на нестандартные баки
- Эффективность контроля расхода топлива: высокая
- Вероятность воровства топлива: низкая
- Где может применяться: любой тип автотранспорта
Порядок отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях
Отпуск нефтепродуктов на АЗС можно осуществлять только посредством топливораздаточных (ТРК) или маслораздаточных (МРК) колонок, и только в бак транспортного средства.
Общая масса всех отпущенных за одну смену на АЗС нефтепродуктов рассчитывается по формуле:
М= P х V,
где М – общая масса отпущенных за смену нефтепродуктов;
V – объем отпущенных за смену НП, согласно данным счетных механизмов на узлах учета;
Р – плотность НП, измеренная при температуре на момент передачи смены.
Перехода на онлайн-кассы азс
За нарушение требований подпункта 8 пункта 5 статьи 281 Кодекса об административных правонарушениях РК предусмотрена ответственность: -на физических лиц — штраф в размере ста пятидесяти, -на субъектов малого предпринимательства — в размере двухсот двадцати пяти, -на субъектов среднего предпринимательства — в размере трехсот пятидесяти, -на субъектов крупного предпринимательства — в размере восьмисот месячных расчетных показателей, с конфискацией нефтепродуктов, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, и (или) доходов, полученных вследствие совершения правонарушения.
Порядок передачи смены и составления отчетов по смене
В момент приема/передачи смены оба оператора АЗС (и передающий смену, и принимающий её) вместе выполняют следующие действия:
- снимают суммарные показания со всех счетчиков узла учета и всех счетчиков ТРК и МРК;
- совместно замеряют объем реализованных в течение смены нефтепродуктов (показатель объема определяется с помощью градуировочных таблиц после измерения уровня остатков НП);
- используя полученные значения объема и плотности, а также после измерения температуры, производят расчет количественного значения массы остатков в каждом резервуаре АЗС;
- производится передача остатков денег и талонов, а также прочих материальных ценностей;
- производят контроль погрешностей на каждой ТРК /МРК.
В момент передачи смены операторы составляют отчет по смене. Форма отчета – либо номер 25-НП, описанная в Инструкции, либо внутренняя форма, которая разработана в конкретной организации на базе этого документа.
Кроме основных, предусмотренных формой 25-НП, показателей, желательно внести в сменный отчет данные результатов замеров температуры и плотности, сделанных в течение смены.
Также в этом отчете фиксируется недостача или, наоборот, излишек нефтепродуктов за смену, которые определяются в виде разницы между показаниями, которые дали счетчики ТРК (узла учета) и данных, полученных путем проведения замеров остатка НП в резервуарах АЗС на момент передачи смены.
Излишек/недостача НП указывается в весовых единицах, с учетом погрешностей измерительных приборов ТРК/МРК, и принимается бухгалтерией предприятия к учету по каждой отдельной смене. Этот учет ведется в контрольно-накопительной ведомости в течение всего интервала между инвентаризациями. На момент инвентаризации все такие отклонения подсчитываются в итоговом количестве за весь межинвентаризационный период.
Каждый месяц бухгалтерия предприятия формирует оборотно-сальдовую ведомость, отражающую движение НП в единицах массы, разделенную по следующим критериям:
- марки нефтепродуктов;
- право собственности на них (собственные или предоставленные на хранение поклажедателями).
Расчет акциза по разным видам ставок
Уплата акциза производится в случаях, если через АЗС реализуется произведенная собственным предприятием подакцизная продукция, полученная по решению суда либо при операциях по переработке прямогонного бензина (см. → акцизы на бензин в 2021)
При расчете величины налога применяются различные виды ставок – фиксированная, устанавливаемая от величины объема, адвалорная в виде процента от стоимости проданной продукции и комбинированная, объединяющая оба варианта начисления. Сумма налога рассчитывается как произведение базы и ставки. Каждый вид подакцизной продукции рассчитывается отдельно.
Пример использования акцизов в стоимости топлива
Предприятие АЗС, имеющее право на осуществление розничной торговли на УСН, получило для реализации нефтепродукты собственного производства на сумму 190 000 рублей, величина акциза по которому составляет 25 000 рублей. Торговая наценка установлена в размере 10%. В учете АЗС производятся записи:
- Отражено формирование стоимости продукции: Дт 41 Кт 20(25, 26) на сумму 190 000 рублей;
- Начислена торговая наценка: Дт 41 Кт 42 на сумму 19 000 рублей;
- Учтена стоимость акцизов: Дт 41 Кт 68 на сумму 25 000 рублей;
- Отражено перечисление суммы акциза в бюджет после произведения реализации: Дт 68 Кт 51 на сумму, полученную в периоде.
Из суммы себестоимости, списанной при продаже продукции, наценка и акциз исключаются. При определении себестоимости учитывается остаток продукции на конец месяца.
Проведение инвентаризации
Инвентаризация на автозаправочной станции должна проводиться ежемесячно.
В её процессе производят снятие фактических остатков в объемных единицах на первое число месяца. После измерения плотности хранящихся остатков, на основании данных об их объемах проводят расчет фактического количества оставшихся продуктов (по каждой марке) в весовых единицах. После этого производится сверка полученных данных с данными бухгалтерских документов. После этого определяют либо недостачу, либо излишек НП.
Читать также:
Основные причины, почему дорожает нефть
Результаты проведенной инвентаризации фиксируются в так называемой сличительной ведомости, учитывая при этом погрешности, которыми обладают измерительные приборы.
Регулирование выявленной недостачи может происходить в таком разрезе:
- убыль материальных ценностей, не превышающая установленные нормы и недостача нефтепродуктов в рамках норм погрешностей измерений приборов ТРК, распределяют между собственниками пропорционально долям реализованных организацией нефтепродуктов и отданных поклажедателям за отчетный период;
- недостача НП сверх перечисленных выше норм и недостача, которая выходит за рамки погрешностей измерительных средств АЗС, покрывается за счет материально-ответственных лиц предприятия – владельца станции.
Выявленные излишки распределяются по тому же принципу, что и недостача в пределах допустимых норм (см. выше).
Распределение убыли в пределах нормы производится в весовых единицах.
Экономический аспект плотности НП
На сегодняшний момент некоторые АЗС практикуют использование такого показателя, как средняя плотность нефтепродуктов.
Это позволяет значительно в целях упростить расчетные процедуры учета, если на предприятии используются их ручные варианты.
Средняя плотность вычисляется либо за минувший отчетный период, либо её устанавливают внутренними документами на будущий отчетный период (к примеру, на весь сезон). По результатам проведенной в конце такого периода инвентаризации бухгалтерские остатки нефтепродуктов, рассчитанные по показателю средней плотности, сравнивают с фактическими, которые рассчитываются по плотности, замеряемой в процессе инвентаризации.
При этом среднюю плотность рассчитывают как среднеарифметичкую.
Как было сказано выше, на АЗС объем и плотность с последующим расчетом веса нефтепродуктов производят:
- в момент приема;
- при сдаче смены;
- во время инвентаризации.
При этом значение плотности получают расчетным путем, и оно зависит от конкретного момента измерения. Это значения отличается при разных температурах, а конечный результат получают с помощью таблиц перевода плотности, которые приводят измеренное значение к температуре +20 градусов Цельсия.
В связи с этим плотность, как постоянно меняющаяся величина, не может быть корректно использоваться в целях учета в своем среднем значении, так как это приводит к искажению результатов количественного учета нефтепродуктов в период между инвентаризациями.
Эти искажения появляются из-за того, что при инвентаризации получаются результаты, учитывающие не только фактические излишки/недостачи, но также отклонения расчетных плотностных значений от средних установленных.
Среднюю плотность можно использовать в управленческом учете, когда необходимо получить быстрый результат для принятия решения.
Стоит сказать, что искусственное повышение значения излишков за счет отклонения расчетных значений от среднеустановленных, невыгодно с экономической точки зрения для плательщиков акцизов, так как излишки включаются в налоговую базу при их исчислении.
С другой стороны, никаких налоговых вычетов в части акцизов при выявлении недостачи НП Налоговый кодекс не предусматривает.
Поэтому применение средней плотности в количественном учете невыгодно также с точки зрения акцизных выплат.
Контроль расхода топлива с помощью расходомера (ДРТ)
Как работает расходомер?
Этот датчик устанавливается в двигательной системе автомобиля на топливную магистраль.
Принцип работы расходомера заключается в определении объемов поступающего топлива и учёте времени его потребления, поэтому датчики расхода топлива (ДРТ) ещё называют проточными.
Некоторые модели расходомеров могут определять время работы двигателя и температуру топлива.
Показания, зафиксированные расходомерами, передаются бортовому контроллеру (ГЛОНАСС/GPS трекеру) и поступают в систему мониторинга. Точность показаний очень высокая: погрешность варьируется всего на уровне 1-3%. Это позволяет верно вести фактический учет ГСМ и рассчитывать реальные нормы потребления топлива на конкретных автомобилях. Но есть несколько существенных минусов:
- стоимость датчиков расхода топлива, затраты на их установку и обслуживание дороже каждого другого способа из этого обзора;
- расходомеры подвержены загрязнениям и требуют периодической чистки, иначе они могут привести к поломке топливной системы;
- для контроля сливов через “обратку” нужна установка второго расходомера, либо более дорогого дифференциального датчика, который контролирует топливо сразу в подающей и обратной магистралях;
- проточные датчики не позволяют контролировать заправки и сливы топлива из бака.
Снова сравним показания от разных датчиков, параллельно контролировавших топливо на одном ТС. Синий график – это данные, поступившие от ДРТ, и здесь виден только расход. Красный график – это показания, зафиксированные емкостным датчиком уровня топлива, и здесь видно, когда были заправки и сливы. При этом разница в точности показаний расхода составляет всего 100 мл.
Несмотря на перечисленные недостатки, расходомеры часто являются оптимальным вариантом для контроля топлива на спецтехнике. Во-первых, форма бака многих дорожных, строительных и сельхозмашин не всегда приспособлена под установку врезных ДУТов (способ №5). Во-вторых, качественные расходомеры полезны тем, что передают в программу мониторинга информацию о моточасах и о состоянии топливной системы – то есть владельцам машин не нужно тратиться на установку других датчиков для контроля важных для спецтехники параметров.
- Преимущества: высокая точность, контроль моточасов и доп.параметров
- Недостатки: высокая стоимость оборудования, а также его установки и обслуживания; не отследить сливы топлива из бака
- Эффективность контроля расхода топлива: средняя
- Вероятность воровства топлива: средняя
- Где может применяться: спецтехника с баками, не приспособленными для монтажа ДУТ
Особенности акцизного налогообложения
Плательщиками акцизов на нефтепродукты являются организации, у которых есть свидетельство о регистрации организации (или частного предпринимателя), которая совершает операции с НП. Кроме того, платить акциз обязаны и лица, не имеющие такого свидетельства, в случае, если их деятельность заключается в производстве нефтепродуктов из давальческого сырья.
Стоит сказать, что переработчик платит акциз только тогда, когда собственника давальческого сырья нет вышеуказанного свидетельства.
С другой стороны, такие свидетельства являются основанием, позволяющим применять налоговые вычеты в части акцизных выплат. Поскольку получение свидетельства на проведение операций с НП является не обязанностью, а правом организации, стоит рассмотреть целесообразность его получения в зависимости от круга партнеров предприятия.
Даже имея такое свидетельство, право на вычет можно и не получить, если продавать товар не имеющим свидетельств покупателям. Принимать решение необходимо после анализа сложившихся на предприятии договорных отношений.
Безвозмездное пользование автомобилем
Организация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем.
По договору безвозмездного пользования (ссуды) ссудополучатель обязан содержать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также несение всех расходов на ее содержание, если иное не предусмотрено договором.
Расходы организации по содержанию и эксплуатации автомобиля, полученного по договору безвозмездного пользования, уменьшают налогооблагаемую прибыль в общеустановленном порядке, если договором предусмотрено, что данные расходы несет ссудополучатель.
К договорам безвозмездного пользования (ссуды) применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды. Расходы на ГСМ учитываются аналогично арендованной машине, поскольку распоряжается ею организация.
Передача имущества во временное пользование по договору ссуды — для целей налогообложения есть не что иное, как безвозмездно оказанная услуга. Стоимость такой услуги включается ссудополучателем во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Эту стоимость нужно определить самостоятельно, основываясь на данных о рыночной стоимости аренды аналогичного автомобиля.
Как получить налоговый вычет?
Для получения вычета по уже заплаченным акцизам налогоплательщик обязан предоставить в налоговый орган такие документы:
- договора с имеющим свидетельство покупателем;
- всю товаросопроводительную документацию;
- счета-фактуры, на которых есть отметка налогового органа, на учете в котором состоит покупатель НП.
Эта отметка ставится налоговым органом после проверки соответствия данных, указанных покупателем в его налоговой декларации и данных, отраженных в счетах-фактурах.
Налог могут зачесть всем, кроме последнего продавца, в качестве которого чаще всего и выступают АЗС, поэтому многие такие станции свидетельства не имеют, чтобы акциз платили нефтеперерабатывающие предприятия.
Читать также:
Где находится самая глубокая нефтяная скважина?
Особенности продажи нефтепродуктов покупателям, не имеющим свидетельств
Акциз, уплаченный в момент получения нефтепродуктов, в случае их продажи лицам без свидетельств (в том числе – при розничной продаже на автозаправочных станциях) включают в цену НП. При этом ни на ценниках, ни на ярлыках реализуемых товаров, а также ни в чеках, ни в других выдаваемых конечному покупателю документах сумма акциза отдельно не фигурирует.
Все это делает реализацию нефтепродуктов лицам без свидетельств экономически невыгодной, поскольку налогоплательщик вынужден увеличивать на сумму акциза показатель своей выручки, а это увеличивает базу для исчисления налога на добавленную стоимость.
Розница и опт в торговой деятельности АЗС
Станции автозаправки осуществляют деятельность с оптовыми и розничными покупателями. Условия документооборота видов деятельности имеют отличия.
Условие | Оптовая продажа | Розничный отпуск |
Договор | Обязательный документ, составляемый на длительный срок | Формой договора розничной торговли является чек |
Потребители | Организации или ИП | Физические лица |
Документальное подтверждение отгрузки | Отпуск производится по топливным картам, по итогам месяца оформляется накладная | Данные об отпуске указываются в чеке ККМ, выдаваемом в момент отгрузки |
Счет-фактура | Выписывается один документ по результатам месяца на все отгрузки (при ведении ОСНО на АЗС) | Не оформляется |
Предприятия могут приобретать топливо без заключения постоянно действующих договоров. Покупка нефтепродуктов осуществляется через подотчетных лиц компании. Кассовые чеки являются подтверждением отпуска и используются при налогообложении деятельности в составе расходов по эксплуатации транспорта.
Отличием опта от розницы является назначение топлива, используемого с целью перепродажи или для нужд предприятия и частных лиц.