Зачем нужен реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда

В настоящее время процедура осуществления специальной оценки условий труда носит строго обязательный характер для большинства работодателей.

  1. Специальная оценка условий труда (СОУТ): реестр аккредитованных компаний
  2. Возможности реестра

Дополнено 22.04.2019

В настоящее время процедура осуществления специальной оценки условий труда носит строго обязательный характер как для микропредприятий, так и для крупных корпораций. Такое требование установлено Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». При этом статья 8 указанного нормативно-правового акта фиксирует, что проведение СОУТ должно быть поручено специализированной организации, обладающей необходимыми характеристиками и соответствующей требованиям, установленным действующим законодательством. Одним из таких требований является необходимость внесения данных о ней в реестр организаций, проводящих СОУТ.

Общие требования к организациям, проводящим СОУТ

Проведение такой ответственной процедуры, как СОУТ может быть доверено только организациям, соответствующим установленным требованиям. Характеристики, которыми должна обладать организация для допуска к проведению СОУТ, изложены в ст. 19 закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”:

  1. СОУТ должна быть указана в учредительных документах компании, как один из видов деятельности.
  2. В штате организации должно быть не менее пяти экспертов по СОУТ
  3. В организации должна быть испытательная лаборатория, прошедшая процедуру аккредитации.

Минтруд заносит компании, имеющие допуск к проведению СОУТ, в специальный реестр. Он ведется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2014г. № 599. Рассмотрим подробнее порядок учета таких компаний и ведения реестра.

Специальная оценка условий труда (СОУТ): реестр аккредитованных компаний

  • Возможности реестра
  • Информация, подлежащая внесению в реестр специальной оценки условий труда
  • Сведения, предоставляемые для внесения в реестр организаций СОУТ
  • Требования к организации, проводящей СОУТ
  • Организации, имеющие право проводить спецоценку
  • Переходный период проведения СОУТ на предприятиях

Согласно статье 21 ФЗ-426 ведение реестра организаций по СОУТ, то есть имеющих право осуществлять спецоценку, вменяется в обязанность федеральному государственному органу, который ответствен за регулирование и контроль ситуации в области охраны труда. На данный момент эти функции переданы в полном объеме Министерству труда и социальной защиты РФ (Минтруд), которое и занимается ведением соответствующего государственного реестра. При этом подпункт 6 данной статьи требует размещения необходимой информации в сети интернет, поэтому площадкой для размещения сведений, подлежащих внесению в реестр Минтруда, был выбран специализированный ресурс.

Информация, заносимая в реестр

Реестр содержит следующую информацию о включенных в него организациях (п. 13 постановления № 599):

  1. Наименование и место нахождения. При наличии филиалов и представительств сведения указываются по каждому из них.
  2. ИНН, ОРГН.
  3. Регистрационный номер в реестре.
  4. Дата включения в реестр.
  5. Дата и основание приостановки деятельности по проведению СОУТ.
  6. Дата и основание возобновления деятельности.
  7. Дата и основание исключения из реестра.

Решения Минтруда о включении компании в реестр, записи о приостановке, возобновлении деятельности или исключении из реестра являются основанием для допуска компании к проведению СОУТ или для запрета на ведение этой деятельности.

Цели спецоценки

Проверкой и анализом рабочих мест на предприятии могут заниматься только независимые сторонние организации. Представители аккредитованного исполнителя таких работ производят осмотр объектов компании, изучают состояние созданных работодателем условий труда. Получение итогов спецоценки позволяет решить сразу несколько задач:

  • определить перечень факторов, которые могут нанести вред сотрудникам при работе на производственных объектах;
  • выявить уровень негативного воздействия на человека разных производственных факторов и их комплекса;
  • вычисление отклонений от нормативов по показателям и фиксация превышений лимитов;
  • оценка эффективности функционирования средств индивидуальной защиты, которые закуплены работодателем и выданы на производственные объекты для оснащения рабочих мест.

Порядок ведения реестра

Занесение в реестр информации о компании производится на основании заявления. Форма заявления не регламентирована, но оно должно содержать общую информацию о компании и подтверждение того, что заявитель соответствует требованиям ст. 19 закона № 426-ФЗ.

Минтруд рассматривает заявление и выносит решение по поводу включения в реестр течение 20 рабочих дней. Решение об отказе может быть принято при предоставлении неполной или недостоверной информации.

Деятельность компании по проведение СОУТ может быть приостановлена в следующих случаях (п. 15 постановления № 599):

  1. Привлечения организации к ответственности в виде административного приостановления деятельности
  2. Приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории.

Минтруд, получив соответствующую информацию от других ведомств, в течение 5 дней вносит в реестр запись о приостановлении деятельности.

Если причины для приостановления были устранены, то организация может направить в Минтруд заявление, приложив подтверждающие документы. Ведомство рассматривает запрос и в течение 20 рабочих дней вносит в реестр запись о возобновлении деятельности.

Организация может быть исключена из реестра в следующих случаях (п. 20 постановления № 599):

  1. Прекращение деятельности. Имеется в виду, как ее прекращение «вообще», т.е. ликвидация или реорганизация компании, так и завершение деятельности только в области СОУТ.
  2. Прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории
  3. Прекращение действия сертификата эксперта по СОУТ, если после этого количество штатных экспертов в компании будет меньше предусмотренного законом.

Вся информация в реестре хранится бессрочно и находится в свободном доступе (размещена на сайте Минтруда).

НАЙТЕ ОРГАНИЗАЦИЮ В РЕЕСТРЕ СОУТ

Порядок проведения спецоценки

При реализации мероприятий по спецоценке привлеченные эксперты обязаны руководствоваться принципом независимости и актуальными нормами законодательства.

В Законе № 426-ФЗ в ч. 2 ст. 22 приведен исчерпывающий перечень категорий, которые не могут быть уполномочены на проведение квалифицированной оценки условий труда. В частности, это:

  • учредители компании, предоставляющей объекты для оценивания;
  • взаимозависимые предприятия;
  • родственники учредителей фирмы-работодателя;
  • должностные лица, трудоустроенные в органах исполнительной власти и специализирующиеся на надзорных мероприятиях в сфере охраны труда и спецоценки.

Оценивание не надо производить по рабочим местам удаленных и надомных сотрудников.

На предварительном этапе аттестации комиссионный орган работодателя составляет список трудовых мест, подлежащих проверке. Из этого перечня исключают вакантные должности.

Как пользоваться реестром СОУТ

Использование федеральной базы по списку организаций требуется для сверки предложения такой специализированной компании при проведении проверки. Такая база должна помочь руководству фирмы в определении поставщика услуг по определению оценки в соответствии со спецификой производства.

Общероссийский перечень, который установлен Министерством труда, является эффективным инструментом в процессе выбора организации. Которая будет осуществлять проверку исходя из ее специализации. Руководство предприятия перед осуществлением процедуры проверки заключает договор с такой компанией на обслуживание в сфере аттестации производственных мест на наличие негативных или вредных моментов. При этом аккредитация таких объединений в данном случае обязательна, так как такие специалисты помимо проверки должны также обучать рабочих учреждения правилам безопасности при осуществлении своих трудовых обязанностей.

Поиск по реестру

Запись о какой-либо организации, внесенная в реестр СОУТ, является подтверждением ее права осуществлять деятельность, связанную со спецоценкой условий труда. Для того, чтобы узнать какая именно организация оказывает услуги в нужном регионе и имеется ли у нее соответствующая аккредитация, пользователи могут воспользоваться специальной формой поиска, размещенной на сайте.

Поиск можно выполнить по таким параметрам:

  • наименование компании;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • округ;
  • дата внесения в реестр;
  • дата приостановления деятельности;
  • дата прекращения деятельности;
  • статус организации.

В реестр экспертов СОУТ можно «вбить» в строку поиска и такие параметры:

  • Ф.И.О. эксперта;
  • номер сертификата;
  • дата выдачи сертификата и окончания срока его действия.

Всего в реестр включено около 5000 экспертов, имеющих право проводить СОУТ.

Перечень аккредитованных организаций

Реестр экспертов СОУТ, который определен федеральным государственным органом содержится в свободном доступе на информационном ресурсе органа. При этом каждый работодатель может посмотреть такой перечень и проверить действие декларации в специальном разделе официального сайта.

К сведению! Такие компании создают профессиональные объединения учреждений по отрасли деятельности, которые помогают друг другу в процедуре получения разрешения на ведение деятельности.

Какие сведения содержит реестр Минтруда по СОУТ

Реестр СОУТ Минтруд содержит в себе сведения обо всех компаниях и специалистах, допущенных к проведению оценки в зависимости от специализации деятельности на территории России. Единый электронный документ позволяет не только отслеживать эффективность общей деятельности таких организаций, но и контролировать объективность выдаваемых данных.

К сведению! Зачастую возникают ситуации, когда руководство предприятия заинтересовано в отчете с определенным результатом, в результате чего спецоценка и сама система определения рисков проводится с явным нарушением федеральных требований.

При этом государственные органы на начальном этапе реализации существующего законодательства должны помимо лицензирования обучать сотрудников предприятий, а также периодически проводить аттестацию на предмет наличия знаний в области федерального законодательства.

Если Вы провели специальную оценку условий труда, получили результат, но он Вас почему-то не устраивает… Куда передаются результаты и как их обжаловать — читайте здесь

Для изучения порядка передачи сведений о результатах специальной оценки условий труда обратимся к Приказу Минтруда России от 3 июля 2014 года № 436н. Эти сведения передаются организацией, непосредственно проводящей такую оценку. Ее результаты предоставляются в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении. Сведения направляются в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении которых проводилась спецоценка условий труда, а в случае оценки условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов РФ, – в Федеральную службу по труду и занятости. Также сведения отправляются в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда. В состав передаваемых сведений о результатах специальной оценки условий труда в отношении работодателя входят: полное наименование организации;

место нахождения и место осуществления деятельности;

ИНН, основной регистрационный номер;

код основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

общее количество рабочих мест и количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка условий труда;

распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда.

В отношении рабочего места:

  • его индивидуальный номер;
  • код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;
  • численность работников, занятых на данном рабочем месте;
  • класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника;
  • основание для формирования у работника прав на досрочную трудовую пенсию по старости (при наличии).

В отношении организации, проводившей спецоценку:

  • ее полное наименование;
  • регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
  • ИНН и основной государственный регистрационный номер;
  • сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;
  • сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвующих в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих такую оценку;
  • сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его проверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.

Допустим, что работодатель, получив результаты специальной оценки условий труда, считает, что они неправильные, неточные или необоснованные. Он может подать заявление в Министерство труда и социальной защиты. Порядок подачи и рассмотрения таких разногласий содержится в Приложении к Приказу Минтруда России от 22 сентября 2014 года № 652н.
Далее поговорим о правилах рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества спецоценки условий труда, несогласия работника, профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориального органа, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и др. Заявитель, не согласившийся с результатами оценки, как уже отмечалось выше, подает заявление в Минтруд, указав:

  • наименование заявителя (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц);
  • свой почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии);
  • доводы, на основании которых он не согласен с заключением.

К заявлению прилагается копия заключения государственной экспертизы условий труда. Если возникнет необходимость рассмотрения документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда, копии таких документов могут быть запрошены Минтрудом, в том числе в рамках использования системы межведомственного электронного взаимодействия. Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в Минтруд на бумажном носителе лично заявителем или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документооборота посредством Интернета, в том числе с использованием Единого портала госуслуг www.gosuslugi.ru. При формировании заявления в электронном виде оно должно быть подписано электронной подписью. Основанием для отказа в рассмотрении заявления могут послужить:

  • представление заявителем подложных документов или документов, содержащих заведомо ложные сведения;
  • отсутствие информации, необходимой в заявлении изначально;
  • отсутствие копии заключения государственной экспертизы условий труда.

По другим основаниям отказать министерство не вправе, только по перечисленным. Если все-таки есть основания для отказа в рассмотрении заявления, в течение семи рабочих дней со дня регистрации оно возвращается заявителю. После устранения обстоятельств, ставших основанием для отказа (отсутствия каких-либо документов либо сведений), заявитель вправе направить его повторно. В случае необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых состоялась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда, такие исследования (испытания) и измерения организуются самим Минтрудом за счет средств федерального бюджета.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]