Декларация по водному налогу за 2 квартал 2021: образец


Декларация по водному налогу за 2 квартал 2021: кто сдает

Декларация по водному налогу обязательна для всех лиц (организации, физлица, включая ИП), осуществляющих пользование водными ресурсами, согласно лицензии, в следующих целях (п. 1 ст. 333.8, п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды;
  • использование акватории;
  • применение в гидроэнергетике (без забора воды);
  • сплав древесины (в плотах и кошелях).

В зависимости от способа применения водных объектов, вводятся разные методы оценки облагаемой базы, а также ставки налога (ст. 333.10, 333.12 НК РФ).

Как и куда сдавать

Отчетность контролирует Федеральная налоговая служба. Инспекция, куда сдавать декларацию по водному налогу, определяется по месту регистрации подотчетного лица (код на титульном листе декларации — 214) или по месту учета крупнейших налогоплательщиков (код 215). Если используемые объекты расположены в пределах одного региона, но адресно прикреплены к разным районам, сводный отчет подают в любую ИФНС по договоренности со всеми инстанциями. А вот платить налог придется в несколько инспекций — отдельно по каждому ОКТМО. В декларации такие платежи разделяются по месту нахождения объектов.

Форма сдачи зависит от численности персонала. Если количество работников меньше 100 человек, плательщики выбирают формат сдачи самостоятельно: бумажный или электронный. Для предприятий с большой численностью сотрудников (свыше 100 человек) вариант подачи декларации един — только в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи.

Декларация по водному налогу: срок отчетности в ИФНС

Организации и физлица (в т.ч. ИП) отчитываются перед налоговой службой по окончании каждого квартала. С той же периодичностью уплачивается налог.

Согласно п. 2 ст. 333.14 НК РФ водный налог перечисляется в бюджетную систему не позже 20-го числа первого после окончившегося квартала месяца. Аналогичный срок предусмотрен по водному налогу и для сдачи декларации (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).

Особенности срока сдачи декларации по водному налогу – 2020

Пандемия коронавируса вызвала необходимость принятия мер по снижению социальных контактов и поддержке бизнеса. В связи с этим Правительством издано Постановление от 02.04.2020 № 409, согласно п. 3 которого сроки почти всех видов отчетности, введенных НК РФ и выпадающих на период с 1 марта по 31 мая 2021, переносятся на 3 месяца.

Поэтому, фактически, 20 июля 2021 – крайний срок подачи налоговой декларации по водному налогу за полугодие 2021: не позднее этой даты налогоплательщики должны отчитаться и за 1 квартал, и за 2 квартал 2021 г.

Штрафы

За неподачу либо несвоевременную подачу декларации по водному налогу предусмотрены санкции. В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса, за нарушение срока будет наложен штраф в размере 5% от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки. Минимальный штраф составит 1 000 рублей, максимальный — 30% от суммы налога.

Также в качестве санкции может быть применена блокировка расчетного счета. Такое решение может быть принято, если декларация не поступит в течение 10 дней после окончания срока приема.

Декларация по водному налогу: бланк

Форма декларации введена ФНС Приказом от 09.11.2015 № ММВ-7-3/[email protected] Впервые плательщики отчитались на таком бланке за 1 квартал 2021. С тех пор бланк не менялся.

В состав декларации включаются разделы:

Раздел Содержание
Титульный лист Страница 001 – сведения о водопользователе (заполняется всеми налогоплательщиками).

Страница 002 – сведения о физлице (организациями и ИП не заполняется)

1 Итоговая сумма к уплате в разрезе ОКТМО
2 Расчет облагаемой базы и налога
2.1 Расчет для пользователей, осуществляющих забор воды. Заполняется столько разделов 2.1, сколько объектов забора воды у пользователя
2.2 Расчет при остальных видах пользования водными ресурсами. Заполняется столько разделов 2.2, сколько объектов водопользования (кроме случая забора воды)

Порядок заполнения отчета утвержден тем же приказом № ММВ-7-3/[email protected] Рассмотрим заполнение декларации на примере.

Как заполнить декларацию

Порядок утвержден в приказе № ММВ-7-3/[email protected] При заполнении декларации по водному налогу учитывайте такие правила:

  1. Нельзя выходить за границы граф, строк и ячеек.
  2. Бумажную декларацию заполняют шариковой или перьевой ручкой и только черными чернилами.
  3. Исправлять ошибки корректирующей жидкостью запрещено.
  4. Не допускается скрепление степлером или скобками, двухсторонняя печать.
  5. В форме приводятся сведения об использовании ресурсов и уплате водного налога только за отчетный квартал, а не нарастающим итогом.
  6. Необходимо указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.
  7. На первичном отчете указывается номер 0, на корректирующем — 1 и далее по порядку корректировок.

Разберем порядок заполнения КНД 1151072 в таблице:

Раздел декларацииПравила заполнения
Титульный лист Отразите регистрационные сведения о налогоплательщике — ИНН, КПП, наименование, ОКВЭД, телефон, Ф.И.О. руководителя.

Обязательно укажите номер корректировки, отчетный период (квартал) и год, код местонахождения: 214 — для обычных налогоплательщиков и 215 — для крупнейших компаний.

В разъяснениях ФНС указано, как заполнять декларацию по водному налогу, если несколько КПП: необходимо поставить КПП по территориальному расположению водного объекта (письмо № СД-4-3/[email protected] от 19.10.2016).

Страница 2 Следующий лист после титульного заполняют только те лица, которые используют ресурсы в некоммерческих целях, т. е. физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
1 В первом разделе указывают итоговую сумму взноса к уплате по каждому КБК и ОКТМО.
2 Расчет налога по типу водопользования.
2.1 Заполняют пользователи, которые осуществляют забор воды. Вот что необходимо указать:
  1. Название скважины.
  2. Номер лицензии.
  3. Код водопользования из приказа № ММВ-7-3/[email protected]
  4. Объем воды за квартал.
  5. Лимит водопользования.
  6. Норма по лимиту и объем превышения.
  7. Налоговая ставка по географическому расположению объекта по лимиту и сверх лимита.
  8. Коэффициент на отчетный год.
  9. Сумма взноса к уплате.
2.2 Здесь сведения фиксируют пользователи акваторий и ресурсов для гидроэнергетики и сплава древесины. Порядок заполнения раздела 2.2 аналогичен блоку 2.1.

ВАЖНО!

При наличии лицензии и отсутствии фактического водопользования подается нулевая декларация по водному налогу в 2021 году. Налогоплательщик обязан отчитываться в ИФНС весь период действия лицензии на использование водных объектов.

Водный налог: заполнение декларации

ООО «Гидрант» занимается добычей сырой нефти (код по ОКВЭД – 06.10.1) и использует водные ресурсы р. Волги (Поволжский экономический район) в целях:

  • забора воды из подземных источников для технологических нужд (код вида водопользования из приложения № 4 к Правилам заполнения – 12061; иная цель забора – код 3 из приложения № 5);
  • сплава древесины на плотах (код вида пользования из приложения № 4 – 40800).

Предприятие применяет водоизмерительные системы: скважина оборудована приборами учета объема добычи и измерения уровня подземных вод согласно Правилам охраны подземных водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства от 11.02.2016 № .

Расчет водного налога при заборе воды – раздел 2.1 декларации

За 2 квартал 2021 года ООО «Гидрант» осуществило забор воды в объеме 52 523 куб. м, в т.ч.:

  • 3 115 куб. м – для тушения пожара (налогом не облагается согласно пп. 2 п. 2 ст. 333.9 НК РФ);
  • 47 000 куб. м – в пределах определенного лицензией лимита;
  • 2 408 куб. м – сверх лимита (52 523 – 3 115 – 47 000).

Ст. 333.12 НК РФ вводит ставку за забор 1 000 куб. м воды:

  • 348 руб. – до превышения лимита (бассейн р. Волги);
  • 348 х 5 = 1 740 руб. – за объем сверх определенного лицензией лимита ставка увеличивается в 5 раз.

Дополнительно в 2021 году приведенные ставки умножаются на коэффициент 2,31 (в 2021 применялся коэффициент 2,01).

Произведем расчет налога за 2 квартал 2021:

  • 47 000 / 1 000 х 348 х 2,31 = 37 782 руб. – в пределах лимита;
  • 2 408 / 1 000 х 1 740 х 2,31 = 9 679 руб. – с превышения лимита;
  • 37 782 + 9 679 = 47 461 руб. – итоговая сумма платежа за забор воды.

Расчет водного налога при сплаве древесины – раздел 2.2 декларации

Во 2 квартал 2021 года ООО «Гидрант» сплавило 10,5 тыс. куб. м древесины по р. Волге на расстояние 60 км.

Ставка налога – 1 636,80 руб. за каждые 100 км. В данном случае также учитывается коэффициент 2021 года 2,31.

Рассчитаем налог за сплав древесины: 10,5 х 60 / 100 х 1636,80 х 2,31 = 23 820 руб.

Кто и за что платит

Businessman holding sand and coin

Для начала поговорим о налогоплательщиках. Согласно положениям ст.333.8 Налогового кодекса, данное определение применимо к частникам, индивидуальным предпринимателям и компаниям, которые занимаются деятельностью, сопряжённой с применением водных ресурсов. При условии, что такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Здесь нужно уточнить, что лица, обретшие право на водопользование после вступления Водного кодекса в законную силу не признаются налогоплательщиками.

К объектам налогообложения относятся следующие варианты водопользования:

  • Забор воды;
  • Распоряжение акваториями, кроме лесосплава;
  • Водопользование объектами с целью лесосплава;
  • Распоряжение водными ресурсами без изъятия воды: гидроэлектростанции.

Отметим, что в законе предусмотрено несколько исключений. В частности, налогообложению не подлежат следующие виды водоприменения:

  1. Забор подземных или термальных вод, в которых содержатся полезные ископаемые или целебные компоненты;
  2. С целью обеспечения мер безопасности, например, для тушения пожаров или ликвидации последствий природных катаклизмов;
  3. В судоходных, экологических либо санитарно-эпидемиологических целях;
  4. Забор воды судами, с целью обеспечения функциональности установленного оборудования;
  5. Использование таких объектов для восполнения природных ресурсов или рыбоводства;
  6. Обустройство коммуникационных линий, зданий, плавсредств и других объектов, связанных с природоохранной деятельностью;
  7. Использование акваторий для посадок (разовых) авиасудов, а также передвижения на судах и малоразмерных плавсредствах;
  8. Проведение поисковых работ, а также топографических, геодезических и гидрографических изысканий;
  9. Возведение гидротехнических сооружений, включая объекты для мелиорации, водоснабжения и пр.;
  10. Применение объектов для организации отдыха детям, ветеранам и маломобильным гражданам;
  11. Проведение работ, связанных с углублением дна и строительством гидроэлектротехнических сооружений;
  12. Применение водных ресурсов для нужд государства и мероприятий по повышению обороноспособности страны;
  13. использование воды для полива приусадебных участков и сельскохозяйственных нужд;
  14. Выделение акваториальных вод для охоты и рыболовства;
  15. Забор руднично-шахтных и коллекторно-дренажных вод из подземных резервуаров.


Объекты водного налога

Заполняем сводный раздел

В разделе 1 суммы налога, начисленные в подразделах раздела 2, группируются по кодам ОКАТО (ОКТМО). Общая сумма значений налога в разделе 1 должна быть равна сумме итоговых значений всех листов подразделов раздела 2.

О том, что делать, если вы ошиблись в указании кода ОКТМО, читайте в статье «Ошибка в ОКАТО или ОКТМО не повод для пеней и штрафа».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как накажут за нарушения

Несвоевременная подача сведений или полное их непредоставление наказываются. Нарушителя ожидает штраф. Размер — 5% от суммы неуплаченного взноса в бюджет. Минимальная сумма взыскания — 1000 рублей.

Что является объектом налогообложения по водному налогу и кто должен его уплачивать? Когда необходимо задуматься о заполнении налоговой декларации по водному налогу и куда следует ее сдавать? Наша статья даст полный ответ на все эти и многие другие вопросы. Здесь Вы можете скачать бесплатно бланк декларации по водному налогу.

Юридические и физические лица, осуществляющие в ходе деятельности специальное и/или особое водопользование, согласно нормам действующего законодательства РФ должны уплачивать водный налог. Данный вид налога относится к налогам федерального значения, указанная область регламентируется статьями 333.8-333.15 Налогового кодекса РФ.

Важно! Организации и физические лица, которые осуществляют водопользование на основании договора или решения о предоставлении водных объектов в пользование, заключенные после введения в действие Водного кодекса РФ, налогоплательщиками не признаются.

Определяемся со сроками и местом подачи отчета

Основные моменты, касающиеся сроков сдачи декларации по ВН и ее получателей, указаны в ст. 333.15 НК РФ:

  • отправить декларацию необходимо в инспекцию по местонахождению вашего водного объекта;
  • срок подачи — не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В указанной статье НК РФ детализировано еще 2 нюанса, касающиеся:

  • крупнейших налогоплательщиков — им отчет нужно сдавать в инспекцию, в которой они стоят на учете;
  • плательщиков ВН — иностранцев: им необходимо не только отправить оригинал декларации в инспекцию по местонахождению водного объекта, но еще направить ее копию в орган, выдавший лицензию на водопользование.

На этом пояснения НК РФ по данному вопросу исчерпываются. Но как же быть тем, кто пользуется водой на территории нескольких муниципальных образований (МО) в пределах одного субъекта РФ? Куда им подавать «водную» отчетность?

На этот вопрос ответила ФНС в письме от 25.03.2013 № ЕД-4-3/: она указала на 2 допустимых способа подачи отчета:

  • по местонахождению налогоплательщика в этом субъекте РФ;
  • в одну из инспекций этого субъекта по месту водопользования (согласовав получателя отчетности с УФНС этого субъекта).

В такой ситуации платежи ВН единой суммой перечислить не получится. Платежные поручения нужно оформить в адрес каждого МО в пределах соответствующего субъекта РФ, на территории которого используются водные объекты.

Льготы по налогу

Среди льгот, которые имеет водный налог, кратко можно описать возможность не уплачивать деньги в бюджет, если забранную воду использовали, чтобы ликвидировать последствия аварии, обеспечить пожарную безопасность или по другим основаниям.

Если воду из объектов применяют для населения на удовлетворение нужд граждан, разрешено проводить расчеты с учетом пониженных ставок налога. Но для этого предприятие должно иметь лицензию и заняться организацией учета объемов воды, передаваемых населению.

Титульный лист

Титульный лист декларации заполняется налогоплательщиком, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа»

.

При заполнении поля «Номер корректировки»

в первичной декларации автоматически проставляется «0», в уточненной за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

Поле «Налоговый период»

заполняется автоматически.

В поле «Отчетный год»

автоматически указывается календарный год, за налоговый период которого представлена декларация.

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)»

отражается код налогового органа, в который подается декларация. По умолчанию в программе проставляется код налогового органа, указанного в карточке регистрации налогоплательщика.

В поле «по месту нахождения (учета) (код)»

выбирается код, перечень которых приведен в выпадающем списке. Если декларация подается по месту нахождения водного объекта, то выбирается код «255» и т.д.

В поле «налогоплательщик»

отражается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, а в случае представления декларации физическим лицом (в т.ч. ИП) указываются полностью его фамилия, имя, отчество (при наличии) в соответствии документами, удостоверяющими личность. Эта строка заполняется автоматически из карточки регистрации клиента.

Поле «Код вида экономической деятельности (ОКВЭД)»

заполняется автоматически (если клиент уже зарегистрирован в системе), либо выбирается из классификатора. Данные коды определяются организациями и ИП самостоятельно и содержатся в выписках из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Внимание! Поля «Форма реорганизации (ликвидация) (код)»

и
«ИНН/КПП реорганизованной организации»
заполняют только те организации, которые в налоговом периоде реорганизуются или ликвидируются.

В поле «Номер контактного телефона»

автоматически отражается номер телефона налогоплательщика, указанный при регистрации.

В поле «На ____ страницах»

указывается количество страниц, на которых составлена декларация. Значение поля заполняется автоматически и пересчитывается при изменении состава декларации (добавлении/удалении разделов).

При заполнении поля «с приложением подтверждающих документов или их копий на ___ листах»

отражается количество листов подтверждающих документов и (или) их копий (при их наличии). Такими документами могут быть: оригинал (или заверенная копия) доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (если декларацию подает представитель налогоплательщика).

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю:»

указывается:

«1» — если декларация представлена налогоплательщиком,

«2» — если документ подается представителем налогоплательщика. При этом указывается наименование представителя и документа, подтверждающего его полномочия.

Также в этом разделе декларации, в поле «Достоверность и полноту сведений подтверждаю»

автоматически указывается дата.

ТОЧКА ОТЧЕТА

Скригаловская Е. А., практикующий бухгалтер

Некоторые вопросы исчисления водного налога

Организация, осуществляющая забор воды из водных объектов, имеет обязательства перед бюджетом. В частности, она должна иметь лицензию и уплачивать водный налог. При исчислении этого налога следует обратить особое внимание на применение пониженной ставки в отношении водоснабжения населения.

Водный налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

  • забора воды;
  • эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;
  • гидроэлектроэнергетики.

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды (налоговую базу), при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема и так далее.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Если вы забираете воду для того, чтобы использовать водный объект, вам необходимо получить лицензию в территориальном отделении Минприроды. В ней фирме устанавливают лимит забора воды.

В целом исчисление водного налога нельзя назвать сложной операцией: сумма налога по итогам каждого налогового периода равна произведению налоговой базы и соответствующей ей ставки (п.2 ст. 333.13 НК РФ). Налоговым периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ). Налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п.2 ст. 333.10 НК РФ).

Ставки дифференцированы в зависимости от экономического района, бассейна реки (пп.1 п.1 ст. 333.12 НК РФ). При этом важно помнить, что при заборе воды с такой социально значимой целью, как водоснабжение населения, налог уплачивается по ставке в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды независимо от водного объекта (п.3 ст. 333.12 НК РФ).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Сумму налога платят по месту нахождения водного объекта и полностью зачисляют в федеральный бюджет.

Если организацией пробурена артезианская скважина, но вода из нее не добывается, обязанности уплачивать налог нет (постановление ФАС ЦО от 07.10.2010 № Ф10-4045/10 по делу А48-2/2010). Вместе с тем, по мнению Минфина, в данной ситуации при наличии лицензии на пользование недрами необходимо представлять налоговую декларацию (письмо от 07.11.2006 № 03-07-03-04/39).

Налоговая база

Согласно п.1 ст. 333.10 НК РФ налоговая база определяется отдельно для каждого водного объекта по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения. Кроме того, если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база и сумма налога определяются применительно к каждой ставке.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н. В этом приказе есть и инструкция по ее заполнению.

Налоговая декларация

В декларации сначала заполняют подразделы 2.1–2.4. Какие из них нужно заполнять вашей организации, зависит от того, как она использует водные объекты.

Номера подразделов, соответствующие видам водопользования, приведены в таблице.

Вид водопользованияНомер раздела
Забор воды2.1
Использование акватории водного объекта (за исключением лесосплава)2.2
Эксплуатация гидроэлектростанций2.3
Использование акватории водного объекта для лесосплава2.4

В соответствии с п.5.1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по водному налогу, утвержденного приказом Минфина РФ от 03.03.2005 № 29н, раздел 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта» декларации заполняется отдельно не только по каждому водному объекту с учетом целевого использования забранной воды, но и по каждой лицензии.

Исходя из п.5.1.4 указанного порядка при осуществлении забора воды из подземных водных объектов в строке 025 «Водный объект (наименование)» раздела 2.1 декларации проставляется регистрационный номер артезианской скважины. Получается, что при наличии нескольких скважин налоговая база и сумма налога определяются в отношении забора воды из каждой из них. Аналогично, если организация забирает воду в нескольких местах одной и той же реки, ей нужно подготовить столько экземпляров подразделов, сколько у нее лицензий.

Порядок заполнения подразделов 2.1–2.4 идентичен. Единственная разница – в них указывают ставки налога и налоговую базу, которые соответствуют типу водопользования.

Общую сумму налога за пользование водными объектами определяют как произведение объема полученной воды на соответствующие налоговые ставки.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налоговым периодом по водному налогу является квартал.

Для расчета можно использовать формулу:

Строка 080 х строка 100 + Строка 090 х строка 110 = Строка 120

Нулевая декларация

«Нулевая» декларация по водному налогу существует. Пояснение по этому вопросу дано в п.7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ». В нем сказано, что обязанность представить декларацию по водному налогу, в том числе «нулевую», возникает в силу наличия статуса плательщика водного налога, то есть при наличии решения либо лицензии (договора) на водопользование. Обязанность представить декларацию не зависит от наличия или отсутствия объекта обложения водным налогом (использует организация акваторию, осуществляет забор воды или нет).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Декларацию по водному налогу фирмы представляют в налоговую инспекцию по месту нахождения водных объектов. Сделать это нужно не позднее 20 дней после окончания налогового периода.

Ответственность

Если компания задержит подачу декларации, ее оштрафуют. Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога (на основании декларации за каждый месяц), но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если ваша фирма превышает установленный лимит, то ставка налога за сверхлимитный объем забора воды увеличивается в пять раз.

Оштрафовать вас могут и в том случае, если компания обязана представлять декларации в электронной форме, а делает это на бумажном носителе. Штраф по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом (ст. 119.1 НК РФ).

Применение пониженной налоговой ставки

Как уже было указано, для организаций, осуществляющих забор воды в целях водоснабжения населения, правомерно применение ставки в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды. Однако право на такую ставку не всегда бесспорно.

ПОЗИЦИЯ СУДА

В налоговом и водном законодательствах, а также в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность организаций водопроводноанализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения населенных пунктов, отсутствует определение понятия водоснабжения населения. Поэтому исходя из положений п.п. 6 и 7 ст. 3 НК РФ нельзя признать правильным вывод о том, что спорная ставка водного налога, установленная при заборе воды для водоснабжения населения, подлежит применению только в отношении объема воды, забранной из водных объектов для водоснабжения жилищного фонда.

Одна из проблем заключается в том, что именно понимается под такой целью забора воды, как водоснабжение населения (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В письмах от 20.12.2005 № 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 № 03-07-03-02/24 Минфин разъяснил, что применять рассматриваемую налоговую ставку вправе налогоплательщики, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда).

Впрочем, как справедливо заметил Минфин в письме от 01.11.2010 № ШС-37-3/14561, из положений ст. 333.12 НК РФ не следует, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда. В этом письме, адресованном Минфину с целью узнать его мнение по данному вопросу, приведены два судебных постановления, в которых арбитры поддержали налогоплательщиков в том, что ставка в размере 70 руб. за 1000 куб. м применяется в отношении воды, забранной не только для водоснабжения жилищного фонда, но и для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений, организаций (см. постановления ФАС УО от 27.11.2008 № Ф09-8843/08-С3, ФАС СЗО от 06.08.2007 № А05-809/2007).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, водопользователь обязан бесплатно представлять в территориальный орган Росводресурсов результаты учета объема забора водных ресурсов и их качества (порядок ведения учета утвержден приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205).

Забор воды из поверхностных водных объектов. Неналоговая плата

Согласно п.2 ст. 333.8 НК РФ организации, осуществляющие водопользование на основании договоров, заключенных после введения в действие ВК РФ, не признаются плательщиками водного налога. Эти водопользователи обязаны вносить в бюджет неналоговую плату, размер которой является существенным условием договора водопользования (пп.4 п.1 ст. 13 ВК РФ).

Если же водопользователь осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на основании разрешительных документов, выданных до 01.01.2007, он обязан уплачивать водный налог (письмо Минфина РФ от 02.07.2009 № 03-06-06-02/4). Однако если «старая» лицензия прекратила действие, а договор водопользования не был заключен вовремя, пользование поверхностным водным объектом в отсутствие разрешающих документов не означает наличие обязанностей плательщика водного налога (постановления ФАС СЗО от 28.06.2010 № А21-8850/2009, от 04.02.2010 № А21-4283/2009).

ПОЗИЦИЯ РОСВОДРЕСУРСОВ

Перерасчет размера платы получит юридическую силу только при условии подписания дополнительного соглашения к договору водопользования и регистрации данного соглашения в государственном водном реестре.

Для заключения договора водопользования организация должна представить в уполномоченный орган заявление с рядом приложений, в частности, с материалами, содержащими расчет размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов (пп.«а» п.8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165). Чтобы рассчитать плату за водопользование, нужно обратиться к правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 764 (этот документ распространяется только на плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности).

Формула расчета платы так же проста, как и алгоритм исчисления водного налога: нужно умножить платежную базу (объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем их забора для передачи абонентам) за платежный период (квартал) на соответствующую ей ставку платы.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876. При этом ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

В договоре водопользования фиксируются цель, виды и условия использования водного объекта или его части, в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов (пп.2 п.1 ст. 13 ВК РФ), а также размер платы, исчисленный исходя из объема допустимого водозабора. Именно эту плату водопользователь обязан перечислять ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Что нужно знать ↑

Разберемся, какие нормативные акты регулируют порядок заполнения документации и уплаты. Необходима такая информация для налогоплательщиков, которые используют в различных целях водные объекты в соответствии с законами РФ.

Порядок уплаты

По окончанию налогового периода плательщик водного налога обязуется провести расчеты (самостоятельно) согласно порядку, предусмотренному ст. 333.13 НК.

Для этого определяют базу налога (объем водных ресурсов, что забран, площадь объекта, что используется и т. д.), умножают ее на налоговую ставку, которая соответствует таким видам пользования водой, экономическим регионам и водным бассейнам.

Порядок водного налога содержит гл. 25.2 НК по месторасположению объектов, что облагаются налогом. Если лицо пользуется несколькими объектами, то оплачивать необходимо будет в то отделение, где оно поставлено на учет, как налогоплательщик.

Затем поступившие средства будет распределено между субъектами РФ, в пределах территории которых располагаются водные ресурсы.

Решая вопросы по перечислению налогов за водопользование, стоит опираться на то, что облагается налогом водный ресурс, а значит, перечисление рассчитанной суммы должно осуществляться по месту его расположения.

При нахождении объектов в разных регионах следует составить соглашения с государственным представительством этих субъектов.

Условия и сроки подачи отчетности в виде декларации регулирует ст. 333.15 НК. Этот закон позволяет избежать проблем, которые могут возникнуть при представлении документа.

Плательщиком должна подаваться одна декларация по месту расположения водного ресурса. При наличии в пользовании лица нескольких объектов просто добавляется информация в составляющуюся отчетность.

Подать нужно будет в таком случае саму декларацию и ее ксерокопию: оригинал – по месту, где состоит на учете организация, ксерокопию – по месту фактического места пользования ресурсом.

Кто сдает декларацию

В соответствии со ст. 333.8 главы 25.2 НК РФ плательщиками водного налога считаются юридические и физические (ИП) лица, которые используют водные объекты.

Водопользование может быть специальным (для этого необходимо получить соответствующее разрешение) и особым.

Эти же лица обязуются проводить расчеты сумм и составлять декларацию, которая в дальнейшем представляется налоговому органу.

В том случае, когда плательщик не использует водные объекты, то в отчете ставят прочерк в соответствующих пунктах.

Законные основания

Правила начисления и уплаты водного налога регламентированы гл. 25.2 НК (закон от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ).

Объектом, что облагается налогом, является:

  • осуществление забора воды из водного ресурса;
  • пользование акватории рек, морей и др. водоемов, кроме осуществления лесосплава;
  • если используется водоем для работы гидроэлектростанции;
  • если используется водоем для лесосплава.

Объекты, которые не облагаются налогом, перечислены в ст. 333.9 НК.

Налоговую базу определяют индивидуально по каждой категории объектов, отличаются и ставки, по которым производится расчет:

УсловиеОписание
Если осуществляется забор водыДля расчета берут объем воды (м3), что отображается водоизмерительными приборами и записывается на страницах первичного журнала. При отсутствии прибора, который может измерить количество потребленной воды, будут брать время функционирования техники для забора вод
Для плательщиков, которые используют акваторию водоемовМера – площадь водного объекта
Если налогоплательщик использует водоем для лесосплаваСумма объемов дерева, что сплавляется (1000 м3) и расстояние (км)
Для использования водного ресурса гидроэлектростанциейкВт произведенной электрической энергии

Льготы по водному налогу лицам не предоставляются. Налоговый период – 3 месяца (кварталы).

Ставки описаны в ст. 333.12 НК. Если организация или физическое лицо перерасходовало норму, придется оплачивать налог в пять раз больше.

Отчетность по налогу – декларация, которую стоит подать в региональное отделение того субъекта, где зарегистрирован налогоплательщик или на территории которого расположен используемый водоем.

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2021: что нового?».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]