Хозяйствующие субъекты обязаны отчитываться перед государственными контролирующими органами. В настоящий момент в список этих органов входит Пенсионный фонд России, Федеральная налоговая служба и Федеральная служба государственной статистики. Необходимость предоставлять статистическую отчетность в закрепленном порядке прописана в Федеральном законе «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ». В законодательных актах указано, что подотчетная организация предоставляет отчетность по закрепленной форме в бумажном или цифровом виде – на выбор.
Росстат проводит сплошные и выборочные исследования. Сплошные подразумевают постоянную подачу документов в установленные сроки для определенной группы исследуемых. Выборочное исследование проводится на фокус-группе, состав которой определяет Росстат, поэтому в теории попасть в группу может любая организация, однако на практике эта вероятность невысока.
Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Подробнее Заказать
Сущность статистической отчетности
Статистическая отчетность представляет собой централизованную, регламентированную законодательством форму контроля госорганами деятельности хозяйствующих субъектов. Она реализуется через периодическое получение статистической информации, оформляемой в виде различных форм отчетов за определенный период времени. Достоверность информации в статотчетности подтверждается подписями ответственных должностных лиц. Чтобы отчетность корректно сформировалась в программе 1С необходимо проверить наличие зарегистрированной подписки 1С ИТС, эту информацию вы можете запросить у специалиста компании Первый Бит.
Статотчетность подразделяется в зависимости от периодичности ее представления на срочную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую. Для их заполнения используется информация, содержащаяся в документах компании, т.е. они являются документальным подтверждением достоверности отраженных данных в отчетах.
В практике российской статистической деятельности отчетность подразделяется на две большие группы:
- общая отчетность, содержащая одни и те же сведения для определенной сферы экономики и для хозяйствующих субъектов в целом;
- специализированная отчетность, содержащая специфические показатели и сведения по отдельным отраслям экономики.
Обязанность хозяйствующих субъектов представлять статотчетность регламентирована Федеральным законом от 29.11.07 г. № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статучета закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.08.08 г. № 620.
Согласно данным нормативно-правовым актам сдача статотчетности — это обязательная процедура. Ее нужно проводить с использованием конкретных статистических форм, передаваемых в бумажном либо электронном виде.
Проведение статнаблюдения может быть, как сплошным, так и выборочным. При первом варианте респонденты отчитываются с определенной периодичностью в соответствии со сроками, установленными законодательством. При втором варианте наблюдение осуществляется в выборочной форме по конкретным параметрам, а потому не всегда хозяйствующий субъект попадает в конкретную выборку.
Кто должен сдавать статотчетность
Статотчетность должны подавать следующие субъекты:
- юрлица, в том числе субъекты СМП;
- ИП;
- государственные учреждения;
- филиалы и представительства иностранных предприятий, работающих в России;
- нотариусы и адвокаты.
Согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. № 209-ФЗ субъектам СМП (к которым относятся многие предприниматели) разрешено подавать статотчетность в более простом порядке. Для отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу установлено несколько критериев (по средней численности работников, выручке, доле участия в уставном капитале), а непосредственный их перечень содержится на сайте ФНС.
Преимущества платформы
Используя электронный сервис, представители бизнеса получают ряд преимуществ:
- вся информация по действующим и сданным отчетам собрана в одном месте;
- доступ к данным о кодах и формах без регистрации;
- не нужно посещать филиал Росстата для подачи статистических данных;
- техническая поддержка оперативно решает проблемы пользователей.
С помощью электронного сервиса websbor.gks.ru в 2021 году в Федеральную службу государственной статистики отправили более 9,7 млн отчетов. Платформу использует больше 859 тысяч респондентов, что говорит об удобстве и практичности решения. Больше не нужно посещать душные кабинеты и заниматься бумажной волокитой, поскольку все действия оформляются онлайн.
Формы статистической отчетности
Формы отчетности для заполнения компаниями при проведении статнаблюдения утверждаются и регламентируются Росстатом. В них включаются показатели и сведения по хозяйствующему субъекту, необходимые для дальнейшего анализа органами статистики.
Форм статистического наблюдения достаточно много, но какие именно нужно представлять для исследования — зависит от деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, принадлежности к малому предпринимательству и т.д. Наиболее распространенными формами отчетности являются сведения:
- о деятельности предприятия (1-предприятие);
- о финансовом состоянии организации (П-3);
- о количестве, зарплате и движении сотрудников компании (П-4);
- о неполной занятости и движении сотрудников (П-4 (НЗ));
- о количестве и зарплате сотрудников (1-Т) — для компаний, не представляющих ежемесячную форму П-4;
- о дополнительном профобразовании сотрудников компании (1-кадры);
- об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ).
Информацию о том, какие именно формы необходимо сдавать хозяйствующему субъекту, можно найти на сайте Росстата. Также можно получить консультацию у специалистов территориального отделения органов статистики.
Почтой
Да, не только бабушки стоят на почте в очереди за пенсией. В отчетные периоды немало бухгалтеров спешат отправить заветные письма.
Обычно это не причуда бухгалтера, а нежелание директора или предпринимателя подключиться к электронной отчетности. Но право на почтовую отправку действительно у ИП и организаций есть.
Чтобы обеспечить подтверждение, что вы отправили действительно декларацию, а не пачку бумаги, вам необходимо заполнить опись (2 экземпляра). Примерно так:
На конверте также необходимо сделать надпись «Объявленная ценность 1 рубль (один рубль)». На руках останется опись со штампом почты и квитанция об отправке. Это доказательства сдачи отчета, вы должны хранить их.
Плюсы:
- Личный контроль и подтверждение на руках;
- Ценное письмо можно отследить через сайт Почты России.
Минусы:
- По почте ваш отчет будет добираться долго, еще дольше его будут обрабатывать в инспекции;
- Остаются риски ошибок;
- Поиском актуальных форм и заполнением вы опять занимаетесь сами.
Кому подойдет: всем организациям и ИП, при условии, что есть право отправлять отчеты на бумаге.
Риски: все те же, что при личной сдаче отчета. Даже больше, ведь инспектор может заметить какие-то недочеты и сразу на них указать, а при отправке почтой вы о них узнаете только при камералке или даже из требования.
Есть риск, что вы не проследите за судьбой письма, а почта его благополучно потеряет, например, на каком-нибудь распределительном пункте. Пока разбираетесь, ФНС уже забьет тревогу — нет отчета, начнет слать требования и пугать блокировками счетов. Некотрые о том, что отчет не дошел, как раз по неработающему счету узнают.
Если вы вдруг превысили лимиты по количеству сотрудников, например, для 6-НДФЛ это 10 человек, включительно, то обязаны сдать отчет электронно. Прекрасно, если вы об этом знаете, а если нет? Или просто забыли, а отправили документы на бумаге. Возвращаемся в начало — отчет будет считаться непредставленным. Несданный отчет = штраф. Минимальный — 1000 рублей.
Формирование статотчетности в 1С
Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.
В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.
На основании универсального статотчета можно заполнить необходимую форму отчетности, выгрузить ее в электронном виде и отправить в территориальные органы статистики. Кроме того, ее можно не выгружать, а после формирования сразу же направить по защищенным каналам в госорганы.
Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку «Статистика» и перейти в раздел «Прочие формы». После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку «Создать», и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в «Шаблоны» и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.
Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:
- представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
- автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
- быстрый сбор и анализ информации;
- снижение затрат труда и времени работников;
- простота и легкость заполнения отчетности;
- формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.
Через сайт ФНС
Действительно, вы можете отправить отчетность, правда не всю, через сайт налоговой службы.
Что для этого нужно:
- Доступ к интернету и браузер Internet Explorer;
- Квалифицированная электронная подпись;
- Настроенное рабочее место (необходимо установить сертификаты, настроить использование ключа и т.п.);
- Регистрация в сервисе сдачи отчетности (производится налогоплательщиком самостоятельно).
Отчетность нужно заполнить или подгрузить в специальной бесплатной программе «Налогоплательщик ЮЛ». Затем сформировать электронный файл и запаковать его. Получится зашифрованный файл транспортного контейнера, который надо загрузить на сайт, подписать и передать в ИФНС.
Плюсы:
- В Налогоплательщике можно проверить заполнение отчета;
- Отправка бесплатная;
- Никуда ходить не нужно, не придется общаться ни с инспекторами, ни с работниками почты.
Минусы:
- Не всю отчетность можно сдать через сайт. К примеру, нельзя так отправить декларацию по НДС;
- Сайт ФНС — не самый надежный сервис. То профилактические работы, то ошибки, то перегрузки;
- Налогоплательщик ЮЛ — не лучшее ПО для формирования отчетов, напоминает Excel на минималках, обновлять его нужно вручную;
- Через сайт ФНС можно соответственно отправить только отчеты в налоговую, отчитаться в ПФР или ФСС придется другим способом;
- Вы привязаны к конкретному компьютеру, чтобы отправлять отчеты с другого, нужно будет и его тоже настроить под требования системы.
Кому подойдет: всем организациям и ИП, при условии, что не ограничений в НК (как с НДС).
Риски: этот способ, конечно, надежнее почты, но, как видите, имеет ограничения и довольно хлопотный. Из рисков — ручное обновление, придется следить за актуальностью отчетности в Налогоплательщике самостоятельно.
Ответственность за непредставление статистической отчетности
Если хозяйствующий субъект, обязанный согласно законодательству, подавать тот или иной вид статистической отчетности, не исполнит требование, он штрафуется согласно ст. 13.19 КоАП РФ:
- 10 — 20 тыс. руб. для должностных лиц;
- 20 — 70 тыс. руб. для юрлиц.
При повторном нарушении данной нормы законодательства административная ответственность ужесточается:
- 30 — 50 тыс. руб. для должностных лиц;
- 100 — 150 тыс. руб. для юрлиц.