Если в представленной электронной СЗВ-М есть ошибки, то программа проверки ПФР обязательно их выявит. Все возможные недочеты, которые может допустить страхователь при формировании пенсионного отчета, перечислены в таблице 7 Приложения к Распоряжению Правления ПФ РФ от 31.08.2016 г. № 432р (далее – Распоряжение № 432р). При этом степень их критичности определяется кодом: 10, 20, 30, 40 или 50. От кода ошибки зависит статус протокола, который получит страхователь по результатам проверки.
Статус протокола | Коды ошибок в СЗВ-М | Вид протокола | Последствия для страхователя |
Документ принят | 10, 20 | Положительный | Ошибки отсутствуют или они незначительны. Повторно представлять отчетность не требуется |
Документ принят частично | 30, 40 | Положительный | Необходимо устранить ошибки, допущенные в данных по застрахованным лицам, и представить на них отчетность повторно |
Документ не принят | 50 | Отрицательный | Необходимо устранить ошибки и повторно представить отчетность |
Особенности корректировки СЗВ-М
Любое предприятие обязано осуществлять пенсионные отчисления в ПФР. Такое правило распространяется и на деятельность .
Независимо от формы труда работника, необходимо производить оплату платежей. Отчисления в Пенсионный Фонд обязательны для всех сотрудников: работающих по найму, совместительству или на условиях договора. Так как они получают официальный заработок, то работодатель должен обеспечить своевременные выплаты во внебюджетный фонд.
Данные по сотрудникам формируются в виде отчёта, который и направляется в фонд. Документ можно создать в электронном виде или на бумажном носителе. Последний вариант может применяться только той фирмой, численность сотрудников которой не превышает 24 человека. Если штат состоит из 25 и более наемных сотрудников, то формируется электронный отчет.
Бланк необходимо направить в ПФР не позднее 15 числа месяца. Данное требование было введено в 2021 году. Ранее необходимость подачи отчёта возникала до 10 числа. Отчет сдается на ежемесячной основе.
Итоги
Сдача СЗВ-М сопровождается подтверждением инспекторов ПФР о том, что отчет принят. В этом случае формируется положительный протокол. Если в принятии отказано, происходит формирование отрицательного протокола. В последнем случае страхователю придется исправить ошибки в отчетной форме и сдать ее повторно. На это ему дается 5 рабочих дней с момента получения отказа в приеме отчетности.
Кроме критичных ошибок, приводящих к формированию отрицательного протокола, существуют ошибки, с которыми отчет будет принят частично. В этом случае в Пенсионный фонд потребуется отправить дополняющую форму. Также есть ошибки, с которыми отчет будет принят полностью и никаких дополнений не потребуется.
Источники:
- федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
- постановление Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы „Сведения о застрахованных лицах“»
- постановление Правления ПФ РФ от 07.12.2016 № 1077п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)»
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Что делать с конкретным видом ошибок
Существует несколько кодов, которые содержат расшифровку допущенной ошибки. За каждый вид неточности система выставляет определенный бал, который следует учесть для исправления конкретных ошибок. Чтобы эта информация была удобной для восприятия, мы подготовили для вас таблицу.
Код | Протокол | Статус | Что нужно сделать |
10 — 20 | Положительный | Документ принимается | Повторная подача отчёта не характерна. Это означает, что СЗВ-М будет принят с ошибками. Ошибки незначительные либо отсутствуют вовсе. |
20 — 30 | Положительный | Бланк ПФР принят | Необходимо исправить только допущенные ошибки и повторно сдать отчёт лишь по сотрудникам, сведения которых подверглись корректировке |
30 — 40 | Положительный | Отчёт учитывается частично | Необходимо скорректировать все неверные данные по сотрудникам и отправить на проверку только скорректированные сведения |
50 | Положительный | Отказ в приёме бланка | Следует исправить все допущенные неточности и переслать отчёт ещё раз |
Если присутствует кодировка 10 либо 20, то такой отчёт принят фондом, и не требует каких-то уточнений. Эти цифры могут обратить ваше внимание на мелкие неточности, с учетом которых нужно будет сдавать бланк за следующий месяц. Протокол – это своеобразная оценка работы сотрудника, формировавшего отчет. Он определяет в форме СЗВ-М ошибки и диктует последствия в отношении дополняющих или вторичных отчётов.
Ошибки 30 и 40 подразумевают повторную отправку отчета только по сотрудникам, сведения о которых содержали ошибки. Ошибка с кодом 50, выявленная при проверке, означает что ваш отчет не принят в полном объеме, и переделывать его нужно заново по всему застрахованному персоналу.
Коды 10 — 20
Рассмотрим, какие ошибки при отправке зашифрованы под числами 10 — 20:
- ФИО сотрудника указано буквами латинского алфавита;
- пустая графа, предназначенная для ввода ИНН;
- напечатана буква «ё»;
- использование открытых/закрытых кавычек, скобок, дефисов, апострофа и других специальных символов;
- ошибка в имени, фамилии или отчестве, связанная с использованием букв из двух алфавитов: латинского и русского;
- точка среди букв ФИО;
- ошибка в ИНН;
- отсутствие отчества.
В организации, которая составляет отчет, не всегда присутствуют все данные по сотрудникам. Самый распространенный пример – отсутствие ИНН. Его работник может просто забыть принести, допускается и отсутствие номера в базе налоговой инспекции.
В этом случае в отчете сведения не проставляются, то есть, графы остаются пустыми. Система вышлет код с ошибкой, но это не значит что нужно вставлять нули в графы. Это также будет считаться ошибкой.
Если же у работодателя имеются данные по ИНН сотрудников, то их обязательно нужно вести правильно. Это следует из того, что в ПФР содержатся все данные на сотрудников фирмы. И если фонд в курсе, что у работника есть ИНН, а вы его не указали, то такой счёт принят не будет.
Также распространенный повод для котов 10 — 20 — это ошибка в фамилии в СЗВ-М. Используйте только буквы русского алфавита.
Код ошибки 30 — 40
Список неточностей, зашифрованный под цифровым промежутком 30 — 40 следующий:
- большой пробел между словами;
- точка, поставленная после указания фамилии;
- дефис обрамляется пробелом;
- дефис, поставленный после ФИО;
- неверно обозначен КПП;
- номер СНИЛС не соответствует действительности;
- цифры, указывающие на номер строки, находятся не по возрастанию;
- нули вместо ИНН;
- пропущенное имя или фамилия;
- пробел перед номером ИНН либо СНИЛС.
Чтобы уточнить корректности вводимого СНИЛС, можно зайти на сайт страхового фонда. В разделе «Льготы» вы введете 11 цифр, а система выдаст результат который сообщит, есть ли такой СНИЛС в базе.
Никаких данных по сотруднику, зная его СНИЛС, вы не получите из данного обращения к сайту. Это считается конфиденциальной информацией. Иными словами, вам доступно только узнать, существует ли такая комбинация цифр на самом деле.
СЗВ-М ошибка с кодом 50
Если протокол является отрицательным с номером 50, значит, бланк содержит такие ошибки:
- неверная структура самого файла;
- электронная подпись неправильного формата;
- ИНН ИП или компании содержит не соответствующие действительности цифры;
- в корректируемом отчёте вместо пометки «доп» указана «исхд»;
- неверные цифры в регистрационном числе, присвоенным ПФР;
- ошибка в периоде (неправильно указан отчетный период (за будущий месяц, например).
Отчет отправляется по форме XML-документа, который обязательно включает:
- номер регистрации плательщика взносов;
- код ПФР, который принимает бланк;
- дату составления (сначала ставим год, затем месяц и день);
- идентификатор, который позволяет определить степень уникальности составленного электронного бланка.
Как происходит задвоение отчетной формы с типом «исхд»
При представлении сведений о застрахованных лицах с типом формы «исходная» не должно быть ранее представленных сведений с типом «исхд» за отчетный период, за который представляются сведения. Код 50 присваивается при невыполнении этого условия. Когда оно может быть нарушено:
- Например, при сдаче СЗВ-М за февраль 2021 года страхователь вместо месяца 02 ошибочно указал месяц 01. У ПФР в базе окажется два отчета с типом «исходная» за один и тот же месяц — январь, а за февраль ничего. Исправить такую оплошность необходимо путем представления исходной формы за февраль с указанием правильного месяца. Причем сделать это нужно до окончания отчетной кампании. В противном случае страхователю выпишут штраф за несданную отчетность.
- В ситуации, когда работодатель подает дополняющие (в качестве исправления) или отменяющие сведения на сотрудника, но вместо типов «ДОП» или «ОТМН» проставляет снова тип формы «ИСХД». Ошибку нужно исправить, указав правильный тип формы и пересдав отчет.
- При техническом сбое, как в сентябре 2021 года. В этом случае не нужно торопиться повторно отправлять отчет — лучше проконсультироваться по этому вопросу с сотрудниками фонда.
Что предусмотрено для тех, кто допустил ошибку
Неточности при отправке отчёта караются штрафами. Если ваш бланк ПФР не принял, то ожидайте штрафных санкций.
Сумма штрафа равна 500 руб. Она начисляется за каждого сотрудника, по которому допущена неточность. Сколько бы ошибок ни было в отчете по одному работнику, сумма штрафа не меняется А если вы допустили грубые ошибки по 10 сотрудникам в одном отчете, то и заплатите 500*10 = 5000 рублей.Ошибки в процессе обработки отчёта суммируются по каждому сотруднику.
Если фирма имеет небольшое число сотрудников, то и штраф не будет внушительным. Но для компаний, имеющих в своем штате несколько десятков человек, это сумма может оказаться крупной. Поэтому внимательно заполняйте все графы во избежание неприятных последствий.
Штрафы за ошибки начисляются не только по кодам, указанным в протоколе, но и за несвоевременную подачу отчета. Старайтесь заранее подойти к вопросу о заполнении бланка.
Как исправить ошибки без штрафов
Чтобы система не выдала вам отрицательный протокол, следуйте рекомендациям:
- Подавайте отчёт строго до 15 числа;
- Правильно используйте пометки «исхд», «о;
- Чтобы предварительно просмотреть сформированный отчет и устранить ошибки при проверке, скачайте бесплатную программу, собственником которой является ПФР, – CheckPFR. Ссылку на скачивание можно найти на сайте ПФ. СЗВ-М ошибка будет вами выявлена ещё до отправки отчёта. В программу периодически вносятся изменения, а потому не забывайте своевременно обновлять ее на своем компьютере.
Какие шаги предпринимать
Если прошло уже достаточно времени, а протокола о приеме СЗВ-М всё нет, то:
- в первую очередь свяжитесь со своим спецоператором, который выступает посредником при передаче отчетности в ПФР.
- второй вариант – звонить сразу в отделение фонда. Так даже быстрее. И если задержка вызвана опять же большим наплывом документов, то тому, кто обратился, сотрудники постараются ответить в первую очередь.
Вполне возможно, он в курсе ситуации и сможет пролить свет на причину задержки. Например, скажет, что в вашем отделении Пенсионного фонда просто большой наплыв документов и специалисты не успевают рассылать всем обратные протоколы. Это, кстати, одна из самых распространенных причин.
Если нет протокола из ПФР по СЗВ-М, это не означает, что вы не сдавали отчет. И уж тем более, в этом нет состава нарушения. Если всё сделано правильно и вовремя, никто не может обвинять вас в просрочке отправки отчета.
Самая неприятная причина, по которой долго не приходит протокол – когда отчет составлен неправильно. В этом случае фонд формирует отрицательный протокол, и на это уходит гораздо больше времени. Более того, когда вы получите его, времени на исправление ошибок практически не останется.
Подробнее об этом см. «СЗВ-М: отрицательный протокол».
Поэтому в любом случае советуем всегда перестраховываться и звонить в отделение Пенсионного фонда. И если скажут, что сотрудники фонда готовят отрицательный протокол, можно действовать на опережение: самим найти ошибки и отправить исправленный вариант СЗВ-М. В этом случае есть шанс избежать штрафов.
Читать также
14.11.2016