Со следующего года порядок предоставления бухгалтерской отчетности существенно изменен


Состав годовой бухгалтерской отчетности 2021

Годовая бухгалтерская отчетность коммерческих компаний должна включать:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках);

  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • пояснительные записки к балансу и отчетам;
  • аудиторское заключение — в случае, если организация подлежит обязательному аудиту.

Формы бухгалтерского баланса и вышеупомянутых отчетов утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Внимание! Для страховых и кредитных организаций установлены свои формы отчетности. Подробнее о них — см. в соответствующих пунктах данного справочного материала.

Сроки сдачи годовой отчетности

Статья 23 НК РФ говорит о том, что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.

Если 31 марта попадает на субботу или воскресенье, то сдать отчетность можно в следующий за ними понедельник. В 2021 году этот день выпадает на пятницу, так что никакого переноса срока не будет.

Поскольку сдавать отчет можно разными способами, то встает вопрос, как именно будет считаться дата сдачи отчета:

  • Если отчетность отправлена по почте ценным письмом с описью вложения — такой датой считается день ее почтового отправления. Он указывается на почтовом штемпеле, проставляемом работником почты на описи вложения.
  • Если отчетность представлена лично — такой датой считается дата ее подачи. Эту дату налоговый работник должен указать на экземпляре отчетности или ее копии, которая остается у налогоплательщика. Дата ставится вместе с росписью сотрудника ИФНС, подтверждающей получение налоговым органом отчета от организации.
  • Если отчетность представлена в электронном виде — датой отправки считается дата, указанная в подтверждении отправки, т.е. в электронном документе, сформированном оператором связи или налоговым органом.

ВАЖНО! Сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал или месяц) в налоговую инспекцию не нужно.

ПБУ и МСФО

ПБУ и МСФО — это стандарты бухгалтерского учета. В чем отличие?

ПБУ — это аббревиатура для «Положения о бухгалтерском учете». Это стандарты бухгалтерского учета России, регламентирующие порядок учета активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. ПБУ — это внутренние документы России, они принимаются Минфином РФ и действуют для коммерческих небанковских организаций (для банков и кредитных организаций используются положения, принимаемые Центробанком РФ).

Сегодня действуют 24 ПБУ, все они обязательны к применению при составлении бухгалтерской отчетности и ведении регистров бухучета.

МСФО (IFRS) — аббревиатура для «Международных стандартов финансовой отчетности». Эти стандарты принимает организация «Совет по Международным стандартам финансовой отчётности» (IASB), расположенная в Великобритании.

МСФО обязательны к применению в некоторых странах Европы, а также почти для всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В России действует программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н в нашей стране введены в действие 63 документа: сами стандарты МСФО и разъяснения к ним.

Что означает публичность

Согласно закону «О бухгалтерском учете» (пункт 16) некоторые предприятия обязаны предоставлять сведения из своих финансовых отчетов в общий доступ, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий.

К содержанию

Кто обязан публиковать отчетность

Согласно нормам законодательства, отдельные предприятия, чья деятельность непосредственно связана с финансами, инвестированием и тому подобным, обязаны ежегодно предоставлять свои бухгалтерские данные для ознакомления любому заинтересованному лицу.

К таким предприятиям относятся:

  • банки;
  • кредитные организации;
  • биржи;
  • страховые компании;
  • открытые акционерные общества;
  • инвестиционные фонды;
  • фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных средств;
  • общества с ограниченной ответственностью, которые разместили свои облигации или иные ценные бумаги публично.

К содержанию

Когда должна быть опубликована отчетность

Поскольку первоначально организация должна подготовить все сведения, тщательно их перепроверить, а также предоставить в контролирующие органы – иначе вынуждена будет заплатить большой штраф, – публикация документов в открытом доступе осуществляется лишь после выполнения всех этих операций. Но она должна быть осуществлена не позднее первого июля года, который следует за отчетным. То есть информация за 2021 год должна быть опубликована не позднее первого июля 2021 года.

Порядок оглашения сведений каждое предприятие устанавливает для себя самостоятельно. По закону должны быть выполнены два основных требования: доступность любому заинтересованному лицу (в случае, например, со страховой компанией или банком) и соблюдение сроков публикации. Способ донесения данных до сведения пользователей при этом может быть любым:

  • публикация в определенных печатных изданиях – газетах или журналах;
  • размещение на официальном сайте предприятия;
  • издание специальных брошюр или буклетов и распространение их среди пользователей.

К содержанию

Формы бухгалтерской отчетности коммерческих организаций

  1. Бухгалтерский баланс (форма 071001) — состоит из 5 разделов: Внеоборотные активы, Оборотные активы, Капитал и резервы, Краткосрочные и Долгосрочные обязательства. Форма баланса заполняется построчно, в каждой строке приводятся показатели на отчетную дату отчетного периода, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря предпредыдущего года.
  2. Отчет о финансовых результатах (отчет и прибылях и убытках) — форма 0710002. В нем отражается информация о доходах и расходах организации, а также о ее прибылях и убытках за отчетный период и аналогичный период предыдущего года (это установлено в ПБУ 4/99).
  3. Отчет об изменении капитала (форма 0710003) — показывает движение капитала организации за отчетный и два предыдущих года.
  4. Отчет о движении денежных средств (форма 0710004) — показывает потоки денежных средств и их эквивалентов в организации за отчетный год и предыдущий год.
  5. Пояснительная записка к Бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах — эти документы могут оформляться как таблицей, так и текстом. В случае оформления таблицей, организация сама устанавливает содержание этих пояснений.

Все эти формы бухгалтерской отчетности, а также порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Субъекты малого предпринимательства также используют формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, утвержденные этим же приказом Минфина.

Бухгалтерский отчет и учет в упрощенном порядке

Закон 402-ФЗ о бухучете разрешает некоторым организациям (в том числе субъектам малого предпринимательства) вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в упрощенном порядке. В то же время указанные организации вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно.

По упрощенной схеме могут вести учет:

  • Участники проекта «Сколково».
  • Субъекты малого предпринимательства.
  • Некоммерческие организации.

Законом отдельно оговорено, кто не имеет права вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную отчетность. Это:

  1. организации, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту;
  2. ЖК, ЖСК и МФО;
  3. кредитные потребительские кооперативы;
  4. государственные организации;
  5. политические партии;
  6. коллегии адвокатов, адвокатские бюро, палаты и консультации;
  7. нотариальные палаты;
  8. некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.

Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства

Критерии отнесения компаний к малым предприятиям указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основные: численность сотрудников — не более 250 человек, годовой доход — не более 2 000 000 000 рублей, доля участия других юрлиц в уставном капитале (есть несколько вариантов).

Субъекты малого предпринимательства сдают только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Также им дано право добавлять в отчет финансовые показатели только по группам статей без детализации.

Что касается собственно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, то все они перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015. Это:

  • Ведение учета без двойной записи.
  • Сокращенный план счетов.
  • Упрощенная система регистров учета.
  • Возможность не применять некоторые ПБУ.
  • Кассовый метод учета доходов и расходов.
  • Оценка финансовых вложений по их первоначальной стоимости (то есть без последующей переоценки).
  • И некоторые другие детали.

Бухгалтерский учет и отчетность участников «Сколково»

На учет и отчетность для этой категории компаний распространяются те же правила, что применяются и к малым предприятиям.

Бухгалтерский отчет некоммерческих организаций

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для НКО перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-1/2015 (это письмо относится только к НКО!). Они в целом повторяют те же правила, которые установлены Информацией Минфина № ПЗ-3/2015 для малых предприятий (см. выше по тексту), с некоторыми незначительными изменениями.

Годовой бухгалтерский отчет некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

В Отчете о целевом использовании средств раскрывается информация о поступлении в НКО средств, предназначенных для обеспечения ее уставной деятельности, и о целевом использовании этих средств в соответствии с утвержденным бюджетом или финансовым планом. Отчет также содержит данные об остатке этих средств на начало и конец отчетного периода (года).

Форма, по которой НКО составляют этот отчет, может быть двух типов:

  1. общеустановленная форма 0710006
  2. упрощенная форма 0710006.

Вторую, упрощенную, могут использовать те некоммерческие организации, которые ведут учет по упрощенной схеме (имеют на это право согласно закону 402-ФЗ).

Первую, общую, применяют все остальные. Либо, по желанию, ее также могут использовать и «упрощенцы».

Обе формы утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Пользователи бухгалтерской документации и отчетности

Из названия может показаться, что основные пользователи вышеуказанных документов – бухгалтеры, и на этом все. Но это вовсе не так. Поскольку главное назначение финансовой или бухгалтерской документации – это точное отражение состояния предприятия в измеримых показателях и цифрах, пользователем отчетности может быть, в сущности, любой человек.

Различают внутренних и внешних пользователей.

К внутренним относятся:

  • руководители предприятий, структурных подразделений, отделов – те люди, которые состоят в штате предприятия и используют документацию для анализа текущей ситуации и принятия необходимых управленческих решений;
  • главные бухгалтеры предприятия и финансисты – опять же, люди, состоящие в штате и изучающие и ведущие данные документы для выполнения непосредственных должностных обязанностей;
  • внутренние аудиторы – люди, состоящие в штате и назначенные руководством непосредственно для проведения проверок отчетности.

К внешним пользователям относят:

  • аудиторов – представителей сторонних организаций, непосредственно в деятельности предприятия не заинтересованных, но изучающих бумаги с целью дать точную оценку деятельности;
  • акционеров и инвесторов, которые относятся к заинтересованным в деятельности предприятия лицам, но не принимают непосредственно участия в его работе. Такие люди изучают документацию с целью определиться, целесообразно ли вложение средств;
  • представителей налоговой и иных государственных служб, которые изучают отчетность с целью проверки деятельности предприятия и ведения документации на соответствие требованиям законодательства;
  • клиентов и потенциальных клиентов, которые на основе документации делают выводы о рентабельности и стабильности предприятия и принимают решение, например, о начале обслуживания.

Большинство внешних пользователей получают доступ к бухгалтерской отчетности предприятия в силу ее публичности.

К содержанию

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций

Отчетность бюджетных, автономных и казенных учреждений регулируется отдельными нормативными актами. Она отличается от отчетности коммерческих компаний. Более того — для разных типов бюджетных учреждений эта отчетность тоже разная, хотя и имеет схожие принципы и черты.

Бюджетные и автономные учреждения составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Казенные учреждения при составлении отчетности руководствуются другим документом — Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Общие требования к отчетности для бюджетных, автономных и казенных учреждений таковы:

  • Отчетность составляется по итогам календарного года.
  • Данные, отраженные в отчетности, должны быть подтверждены результатами проведенной инвентаризации активов и обязательств.
  • Отчет должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером и может быть сдан как на бумаге, так и в электронном виде.

Отчетность необходимо сдавать по следующим формам:

  • Баланс учреждения (форма 0503730 — для бюджетных и автономных, форма 0503130 — для казенных учреждений)
  • Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503710 — для бюджетных и автономных, форма 0503125 — для казенных учреждений)
  • Справка по заключению счетов бюджетного учета (форма 0503725 — для бюджетных и автономных, формы 0503110 и 0503111 — для казенных учреждений)
  • Отчет об исполнении плана/бюджета (форма 0503737 — для бюджетных и автономных, формы 0503127, 0503317 и 0503117 — для казенных учреждений)
  • Отчет о принятых учреждением обязательствах (форма 0503738 — для бюджетных и автономных, форма 0503128 — для казенных учреждений)
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503721 — для бюджетных и автономных, форма 0503121 — для казенных учреждений)
  • Пояснительная записка (форма 0503760 — для бюджетных и автономных, форма 0503160 — для казенных учреждений)
  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184 — только для казенных учреждений)
  • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120 — только для казенных учреждений)
  • Отчет о движении денежных средств (форма 0503123 — только для казенных учреждений)
  • Отчет о кассовом поступлении и выбытии денежных средств (форма 0503124 — только для казенных учреждений)
  • Разделительный баланс (форма 0503230 — только для казенных учреждений)
  • Консолидированный отчет о финансовых результатах (форма 0503321 — только для казенных учреждений)
  • Консолидированный отчет о движении денежных средств (форма 0503323 — только для казенных учреждений)

Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций

Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций — особенная. Она регулируется нормативными документами Банка России. Основополагающими документами являются «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 16.07.2012 № 385-П) и Указание Банка России от 04.09.2013 № 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Внимание!

Новые формы отчетности для банков установлены Указанием Банка России от 24.11.2016 N 4212-У, которое отменило ранее действовавшее Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У.

В числе новых форм отчетности:

  • 0409120 «Данные о риске конСведения для расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций»;
  • 0409702 «Информация о неисполненных сделках», разработанная в целях ведения статистики и оперативного мониторинга системных рисков финансовой системы, связанных с неисполнением отдельных видов сделок на финансовых рынках.

Также уточняются требования к формированию показателей отчетных форм и порядку их представления в Банк России.

Годовая отчетность банков составляется по итогам календарного года. Она подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение сдается вместе с годовым отчетом в Банк России.

Аудит и публичность

Согласно требованиям законодательства, все предприятия, чья бухгалтерская отчетность подлежит опубликованию в открытом доступе, должны в обязательном порядке ежегодно проходить аудиторскую проверку.

Ранее заключение проверяющих необходимо было предоставлять вместе с документами предприятия контролирующим органам, с 2013 года это правило больше не действует, но для публичных отчетов все прежние требования сохранились.

Проверку обязательно проводят сторонние организации, имеющие соответствующее разрешение и подготовленных специалистов.

В ходе аудита изучаются:

  • содержание и состав форм финансовой отчетности;
  • соответствие различных показателей из различных документов друг другу;
  • взаимоувязка показателей;
  • правильность оценивания статей отчетности;
  • правильность формирования сводной отчетности.

Без подписанного аудиторского заключения документы предприятия считаются недействительными. Проверка проводится полная: по всему предприятию в целом, за весь отчетный период.

Помимо независимой проверки, некоторые предприятия перед публикацией обязаны также проводить собрание акционеров, на котором утверждаются сведения для передачи в общий доступ.

К содержанию

Аудит бухгалтерской отчетности

В ряде случаев законом установлено, что организация обязана проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности. Список случаев, когда это обязательно, установлен Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит обязателен:

  • для всех АО (акционерного общества);
  • для компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • для кредитных организаций, фондов, участников рынка ценных бумаг, страховых и клиринговых компаний;
  • для организаторов азартных игр и операторов лотерей;
  • для СРО (саморегулируемых организаций);
  • для государственных компаний и корпораций;
  • для ряда конкретных компаний (Ростех, Росатом, Агентство по страхованию вкладов, Роскосмос и т.д.);
  • а также если объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, но прилагается к ней. Аудиторское заключение организация обязана предоставить в орган государственной статистики и опубликовать его вместе со своей годовой отчетностью.

Отражение расходов на публикацию отчетности в налоговом учете

В бухгалтерском учете затраты на публикацию бухгалтерской отчетности относятся к расходам по обычным видам деятельности. Основанием являются пункты 5 и 7 ПБУ 10/99. В налоговом учете порядок отражения расходов, связанных с публикацией бухгалтерской отчетности, зависит прежде всего от того, обязана ли организация публиковать свою бухгалтерскую отчетность.

Если организация обязана публиковать свою отчетность

Налогоплательщики, на которых законодательством РФ возложена обязанность публиковать свою бухгалтерскую отчетность и раскрывать иную информацию, при расчете налога на прибыль могут учесть расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и раскрытие другой информации. Это указано в подпункте 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Иными словами, если организация относится к любой из категорий юридических лиц, перечисленных в статье 16 Закона № 129-ФЗ (то есть является открытым акционерным обществом, кредитной или страховой организацией, биржей либо инвестиционным или иным фондом, созданным за счет частных, общественных и государственных средств), она вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов, связанных с публикацией бухгалтерской отчетности. Такие расходы при расчете налога на прибыль указанные организации включают в прочие расходы, связанные с производством или реализацией (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Обратите внимание: в соответствии с нормами статьи 16 Закона № 129-ФЗ указанные категории юридических лиц, за исключением кредитных организаций, обязаны публиковать лишь годовую бухгалтерскую отчетность. Значит, в целях налогообложения они могут признать расходы, осуществленные ими в связи с публикацией только годовой отчетности. Расходы на размещение в печати квартальной бухгалтерской отчетности такие организации не вправе учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Поскольку кредитные организации обязаны публиковать и годовую, и квартальную бухгалтерскую отчетность, при расчете налога на прибыль они могут учесть расходы на публикацию и той и другой отчетности (абз. 1 и 2 ст. 16 Закона № 129-ФЗ).

Если организация не обязана публиковать свою отчетность

Организации, по собственной инициативе публикующие свою годовую или квартальную бухгалтерскую отчетность, не вправе признавать расходы на ее публикацию на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но если публикуемая информация соответствует критериям рекламы, то затраты, связанные с ее размещением в печати, могут быть учтены в целях налогообложения в составе рекламных расходов согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Напомним, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Данное определение приведено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Федеральная антимонопольная служба в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 пояснила, что в этой норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена. В публикуемой бухгалтерской отчетности указаний на этих лиц, как правило, не содержится. Более того, с бухгалтерской отчетностью, размещенной в периодических печатных изданиях, могут ознакомиться не только заинтересованные пользователи (например, кредиторы, акционеры, контрагенты, инвесторы компании), но и другие лица, то есть она предназначена для всеобщего сведения. Иными словами, опубликованная в газетах или журналах отчетность организации адресована неопределенному кругу лиц, а поскольку в ней содержится информация о финансовом положении компании, публикация отчетности направлена на привлечение внимания к деятельности организации. Следовательно, размещение бухгалтерской отчетности в периодических печатных изданиях может быть признано для целей налогообложения рекламой, и поэтому расходы, связанные с публикацией, учтены при расчете налога на прибыль в составе рекламных расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Мнение эксперта

А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых :

«Некоторые организации и учреждения обязаны публиковать свою квартальную бухгалтерскую отчетность. Так, согласно статье 16 Закона № 129-ФЗ это обязаны делать внебюджетные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС России) и их представительства и филиалы на территории субъектов РФ. Кроме того, в силу статьи 8 Федерального закона от 02.12.90 № 395‑1 кредитные организации должны ежеквартально публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и другие существенные сведения.

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и раскрытие другой информации учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию или иное раскрытие. Данная норма закреплена в подпункте 20 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Таким образом, налогоплательщик, не обязанный согласно законодательству РФ публиковать свою квартальную бухгалтерскую отчетность, не может признать расходы на ее публикацию, сославшись на подпункт 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Однако он все равно вправе учесть указанные расходы, если сможет доказать, что эти затраты соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, то есть являются экономически оправданными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода»

В налоговом учете расходы на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети и средства массовой информации (в том числе объявления в печати) нормированию не подлежат и включаются в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, в размере, в котором они были фактически осуществлены (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Мнение эксперта

А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых :

«Считаю, что исходя из определения рекламы, приведенного в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, годовую бухгалтерскую отчетность организации, опубликованную в соответствии со статьей 16 Закона № 129-ФЗ, нельзя считать рекламой. Следовательно, расходы на публикацию бухгалтерской отчетности не следует отражать в налоговом учете в составе рекламных расходов. Ведь в такой публикации обычно не содержится сведений о товарах (работах, услугах), реализуемых (выполняемых, оказываемых) организацией, порядке их продажи, предоставляемых скидках и другой информации, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Иными словами, публикация, содержащая исключительно бухгалтерскую отчетность, не отвечает признакам рекламы и поэтому расходы на нее нельзя признать рекламными.

Аналогичный подход применяют арбитражные суды. При рассмотрении дел, касавшихся, правда, исчисления налога на рекламу, суды обычно указывали, что публикация годовой бухгалтерской отчетности в открытой печати не относится к рекламной деятельности налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 23.09.2003 по делу № А55-19279/02-5).

Вместе с тем, если в опубликованном материале, помимо самой бухгалтерской отчетности, содержится также информация о налогоплательщике, призванная формировать или поддерживать интерес к нему, его товарам (работам, услугам), то указанная публикация может быть признана рекламой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2004 по делу № А56-22319/02). Значит, расходы на данную публикацию можно учесть в целях налогообложения в составе рекламных расходов на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Такой вариант признания расходов на публикацию отчетности пригодится тем организациям, которые в силу действующего законодательства не обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, однако делают это по собственной инициативе»

В статье 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «Реклама» или «На правах рекламы». Значит, если размещенная в газете или журнале бухгалтерская отчетность организации, не обязанной публиковать свою отчетность, содержит одну из названных пометок, организации будет проще доказать рекламный характер публикации и обосновать понесенные расходы.

Допустим, организация (например, страховая компания) обязана в соответствии с нормами статьи 16 Закона № 129-ФЗ публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность. Расходы, связанные с такой публикацией, она учитывает при расчете налога на прибыль (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако по решению общего собрания акционеров (участников) компания публикует также свою квартальную бухгалтерскую отчетность. Поскольку в действующем законодательстве РФ не предусмотрена обязанность страховых компаний размещать квартальную бухгалтерскую отчетность, расходы на публикацию квартальной отчетности нельзя учесть на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Вместе с тем указанные расходы могут быть признаны в целях налогообложения в составе рекламных расходов при условии, что размещаемая информация соответствует критериям рекламы (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если отчетность издана в виде брошюр или буклетов

Нередко вместо публикации в газетах или журналах или в дополнение к такой публикации организации оформляют свою бухгалтерскую отчетность в виде отдельных брошюр, буклетов, проспектов и др. Как правило, отчетность, изданная таким образом, рассылается непосредственно акционерам, участникам, кредиторам, партнерам организации и другим заинтересованным пользователям либо распространяется среди неограниченного круга лиц посредством вложения в периодические печатные издания (в основном в журналы).

Расходы на подготовку, издание и рассылку специальных брошюр и буклетов, содержащих бухгалтерскую отчетность, которую организация обязана опубликовать согласно законодательству РФ, она вправе учесть при расчете налога на прибыль (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом способ распространения (рассылки) указанных изданий значения не имеет. Даже если годовая бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательной публикации, расходы на изготовление и рассылку брошюр с ее квартальной отчетностью не следует включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Подобные расходы могут быть учтены при расчете налога на прибыль в составе рекламных расходов, если брошюры с квартальной бухгалтерской отчетностью распространяются среди неопределенного круга лиц. Основанием являются подпункт 28 пункта 1 и пункт 4 статьи 264 НК РФ. Причем расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о самой организации, в налоговом учете не нормируются и признаются в фактически осуществленном размере (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Мнение эксперта

А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых :

«По моему мнению, организации, которые согласно законодательству РФ не обязаны публиковать свою годовую (квартальную) бухгалтерскую отчетность, но все равно размещающие ее в печатных изданиях, при расчете налога на прибыль вправе учесть расходы, связанные с такой публикацией. Для этого они должны соблюсти условия, предусмотренные в пункте 1 статьи 252 НК РФ для признания расходов в налоговом учете. То есть организации следует подтвердить, что расходы на публикацию отчетности обоснованны (экономически оправданны), необходимы для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и по ним имеются должным образом оформленные подтверждающие документы.

На какую норму НК РФ при этом можно сослаться? Поскольку перечень расходов, принимаемых в уменьшение налогооблагаемой прибыли, является открытым, наиболее подходящим будет подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ (другие расходы, связанные с производством или реализацией).

В то же время налоговые органы, как правило, считают, что расходы на проведение не обязательных для налогоплательщика мероприятий нельзя признать обоснованными и учесть при расчете налога на прибыль. Значит, если организация, не обязанная согласно законодательству РФ публиковать годовую бухгалтерскую отчетность, признает расходы на такую публикацию в налоговом учете, то отстаивать свои интересы ей скорее всего придется в суде. Полагаю, шансы организации выиграть данный спор в суде достаточно высоки. Ведь публикация годовой отчетности организации непосредственно связана с ее текущей деятельностью, а целью работы любой компании является получение дохода. Таким образом, даже если нет прямой связи между публикацией отчетности и получением доходов в том или ином налоговом периоде, расходы на публикацию отчетности можно считать направленными на извлечение прибыли в будущем. Арбитражные суды подтверждают, что по смыслу статьи 252 НК РФ экономическая обоснованность произведенных расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью таких расходов на получение доходов, то есть их обусловленностью экономической деятельностью налогоплательщика (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2008 № Ф04-4832/2008(9466-А03-42) и ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2008 № А19‑13680/07-24-Ф02-5268/08)»

Инвентаризация

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана провести инвентаризацию. Это обязательство распространяется на все компании вне зависимости от их режима налогообложения или организационно-правовой формы. Задача инвентаризации — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Для этого в ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств организации.

Такая инвентаризация — плановая. Для ее проведения руководитель должен утвердить положение об инвентаризации. Сроки проведения такой инвентаризации — с 1 января по 31 декабря отчетного года.

Годовая инвентаризация проводится по всем активам и обязательствам компании, проверка — сплошная.

Есть и другие причины проведения инвентаризации, внеплановые. Они установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Федеральным законом 402-ФЗ и ПБУ 4/99). Это:

  • смена материально ответственных лиц;
  • выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации;
  • ликвидация или реорганизация организации.

Порядок проведения инвентаризации

  • Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии
  • Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов
  • Шаг 3. Получение расписки от материально ответственного лица
  • Шаг 4. Подготовка инвентаризационных описей (актов)
  • Шаг 5. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств
  • Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией
  • Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации
  • Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Подробнее об этих этапах можно прочитать в «Практическом пособии по годовой бухгалтерской отчетности 2016» системы Консультант Плюс.

Обязательные требования к публичной отчетности

Документы, которые организация будет предоставлять заинтересованным пользователям, должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет к ним законодательство.

К содержанию

Общие требования

Основные требования к документации таковы:

  • полнота – все данные должны быть отражены в полном объеме;
  • своевременность – каждый факт, каждая операция должны быть отражены по возможности немедленно, как только были совершены;
  • осмотрительность – недопустимо создание скрытых резервов, запись о преждевременных доходах и так далее;
  • непротиворечивость – данные аналитического учета должны быть тождественны данным учета оборота и остатков в последний день каждого отчетного периода;
  • приоритет содержания перед формой – хозяйственная деятельность должна учитываться по экономическому содержанию, а не правовому;
  • рациональность – документацию необходимо вести по объемам производства и условиям хозяйственной деятельности предприятия;
  • достоверность – в документах должно отражаться истинное положение дел на предприятии в как можно более полном объеме;
  • нейтральность – должны быть отражены только факты, без агитирующей информации, рекламы или тому подобного;
  • целостность – данные должны быть отражены максимально, с учетом деятельности всех филиалов, если таковые имеются;
  • последовательность – сведения должны быть поданы в хронологическом порядке;
  • существенность – отчетность должна содержать лишь те сведения, которые важны для верной оценки предприятия;
  • сопоставимость – все предоставленные данные должно быть возможно сопоставить с теми же данными за иные периоды.

Помимо этого, отчетность необходимо составлять на русском языке и показатели проставлять в национальной валюте, даже если некоторые операции были проведены с иностранной.

К содержанию

Требования к содержанию

Поскольку публичность бухгалтерской отчетности подразумевает, что ее в любой момент может прочесть кто угодно, для защиты предприятий и облегчения выполнения подготовки документов приняты некоторые меры: допускается публиковать сокращенные формы отчетов, содержащие лишь итоговые показатели по необходимым разделам.

Например, можно не включать промежуточные результаты; допускается не включать в документы сведения, которые составляют коммерческую или иную тайну предприятия.

Отчетность, которая выкладывается на всеобщее обозрение, должна содержать:

  • полное наименование организации и ее организационно-правовую форму;
  • отчетную дату и отчетный период;
  • четкое обозначение валюты и формата представленных числовых показателей;
  • фамилию, имя, отчество и полную должность лиц, которые подписали отчетность;
  • дату утверждения документов на общем собрании;
  • адрес, по которому можно ознакомиться с данными отчетов и получить копию документов;
  • сведения об отделении Государственного комитета статистики, в который предприятие передало свою ежегодную бухгалтерскую отчетность.

Кроме того, необходимо ежегодно соблюдать единожды принятую форму публикации и вместе с новыми данными приводить данные за предшествующий период.

К содержанию

Составляем годовой отчет с Консультант Плюс

Разработчики справочной правовой системы Консультант Плюс традиционно выпускают ежегодный аналитический материал «Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности». Этот материал обычно включает очень подробные разъяснения о формировании бухгалтерского отчета за год, с примерами, комментариями, образцами заполнения форм документов и т.п.

Уникальный инструмент, заложенный в этом материале, — раздел «Взаимоувязка показателей» поможет еще раз проверить свой готовый отчет на корректность деталей.

Подробнее о Практическом пособии по годовому отчету от Консультант Плюс.

Законодательство о бухгалтерской документации

Еще совсем недавно – до января 2013 года – вопросы ведения финансовых документов затрагивали лишь некоторых предпринимателей. Бухгалтерию обязаны были вести только организации, находящиеся на общей системе налогообложения. Те, кто находился на упрощенной системе, могли не столь тщательно документировать свою деятельность.

С января же 2013 года вступили в силу требования приказа Министерства финансов № 402 от 06.12.2011, согласно которым все предприятия обязаны не только вести бухгалтерскую документацию, но и ежегодно отчитываться по ней в контролирующие органы.

Правда, с ужесточением мер появилось и послабление: предпринимателей избавили от необходимости сдавать промежуточную отчетность. Теперь лишь очень малое количество организаций, чья деятельность регламентируется особыми федеральными законами, подает отчеты не только раз в год, но и раз в три, шесть и девять месяцев.

С одной стороны, это облегчило жизнь не только предпринимателям, но и работникам налоговой службы. С другой стороны, нагрузка на налоговую в начале отчетного периода непомерно возрастает.

Впрочем, стоит отметить, что российская бухгалтерская система планомерно движется к международным стандартам и более упрощенной схеме, поэтому на текущий момент внесены далеко не последние новшества и перемены. Процесс поиска оптимальных форм документов и их оформления будет продолжаться и уже в новом году стоит ожидать иных нововведений.

К содержанию

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]