Классификация налогов: основные виды фискальных платежей


В соответствии с действующим законодательством России, налоги в стране делятся на три основные категории:

  • федеральные, имеющие общегосударственный характер;
  • региональные, которые включают в себя налоги и сборы в рамках субъектов федерации, республик, входящих в состав РФ;
  • местные, которые устанавливают органы власти уровня муниципалитетов, действуя при этом в рамках актуального законодательства РФ, а также актов субъектов федерации.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Этот налог взимается с дополнительного дохода по добыче углеводородного сырья. Гл. 25.4 НК РФ.

Актуальные курсы 163 валют с графиками их изменений Вы можете увидеть на сайте наших партнёров currency.events.

Актуальные вопросы по вакцинации от коронавируса (covid-19):

  • Как законно отказаться от вакцинации коронавируса
  • Что будет с теми кто откажется от вакцинации от коронавируса
  • Кому нельзя делать прививки от коронавируса
  • При вакцинации от коронавируса есть ограничения по возрасту
  • Нужно ли делать прививку от коронавируса если уже переболел
  • Гороскоп по знакам зодиака на январь 2021 года
  • Лунный посевной календарь на февраль 2021
  • Лунный календарь стрижек на февраль 2021

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

НДС

Налог на добавленную стоимость начисляется на суммы реализованных товаров, работ и услуг на территории РФ. Полный список объектов — ст. 146 НК РФ. Этот вид платежа осуществляют организации, ИП, находящиеся на основной системе налогообложения, и лица, занимающихся перемещением товаров через границу. Полный список плательщиков перечислен в ст. 143 НК.

Общая ставка – 20%, на некоторые значимые товары и услуги (продукты, лекарства, детские товары) действует льготная величина – 10%.(Ст. 164 НК РФ).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
      федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д. региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
  2. местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  3. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
      прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
  4. косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  5. По принципу пополнения того или иного бюджета:
      закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
  6. регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  7. По субъекту платы:
      запланирован для оплаты только физическими лицами;
  8. платят исключительно организации (юридические лица);
  9. предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ. ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ). Упрощенная система налогообложения (УСН) Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения: Патентная система налогообложения (ПСН) Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов. Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

ОснованиеНалогСбор
1Цель поступления в бюджетНе имеет определенного целевого назначенияПредназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2Законодательное установлениеНалог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементыЭлементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3Регулярность уплатыНалог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностьюИмеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4Время уплатыПривязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированыНе имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5Окончание платежейПока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налогиПлатится один раз
6Расчет суммыЗависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготыСумма зафиксирована и является равной для всех
7Подход законодателяВводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подходДля суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8Последствия уплатыУплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездноеУплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9Последствия неуплатыПринудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларациейГосударственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10ФормаИсключительно денежнаяЕсли законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Порядок перечисления

Расчет ведется за определенный налоговый период, и уплата должна быть произведена в определенный срок. Универсальные сроки в кодексе не предусмотрены, для каждого вида платежей в бюджет действуют свои. Сроки определяются как конкретными датами, так и указаниями на наступление конкретных событий. Сроки могут быть указаны в уведомлении налоговой.

Необходимо запомнить один общий принцип: за просрочку уплаты предусмотрено наказание: начисление пени, штрафы и т. д. Если они не будут переведены добровольно, последует принудительное взыскание в судебном порядке.

Повторим еще раз: перечень федеральных налогов и сборов устанавливается только властными структурами на уровне Российской Федерации, расширение списка произвольно не допускается даже местными властями.

Найти актуальный список можно в статье 13 НК РФ, которая содержит все федеральные налоги, перечень 2021 года актуален на текущий момент, а о планах внесения в него изменений мы написали выше.

Сроки налоговых сборов

Периодичность перечисления налоговых сборов различается для каждого из них и определяется ст. 57 НК РФ. Время платежа может быть назначено:

  • на конкретную дату
  • после наступления определенного неизбежного события либо действия
  • на какой-либо промежуток времени (на протяжении определенного количества дней, месяцев, кварталов, лет)

Отчет периода начинается со дня, который следует за днем наступления определенной даты либо какого-либо события (действия).

Налог как правовая категория

Любое современное государство, независимо от формы правления, государственного устройства, вида осуществляемой государственной политики, не может обходиться без собственных финансовых средств, позволяющих осуществлять возложенные на него функции. Финансирование государственных программ, обеспечение деятельности органов государственной власти, содержание армии и флота государства осуществляются за счет средств казны. Для того чтобы государство располагало финансовыми средствами, достаточными для осуществления им своих функций, очевидно, должны существовать источники формирования этих государственных финансовых ресурсов, которые бы позволяли покрывать возникающие у государства расходы. Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70% доходов государственной казны составляют налоги.

Статья 2 недействующего ныне Закона об основах налоговой системы устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Далее законодатель указывал: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Включение «других платежей» в сферу правового регулирования налогового законодательства не оставляло сомнения в их налоговом характере. Необходимо отметить, что в данном Законе все вышеперечисленные платежи охватывались понятием «налог», используемым как обобщающая категория. Исходя из этого, можно сделать вывод, что действовавшее до принятия НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов.

Является очевидным, что налоги, с одной стороны, отражают уровень политического и экономического развития государства, а с другой — непосредственно в ходе взимания оказывают воздействие на политическую и экономическую жизнь общества. Таким образом, налоги, являясь частью культурной жизни человека, могут быть предметом исследования и экономистов, и политологов, и социологов. Однако только в рамках права как такового возможно изучение определенного института, имеющего нормативное закрепление.

Понятие «налог» в праве имеет системообразующее значение. На его основе конструируется все налоговое право. Кроме того, понятие «налог» активно используется и в других отраслях законодательства: в гражданском законодательстве, уголовном, административном и т.д. Но всестороннее изучение данного явления возможно только в рамках налогового права.

Категория «налог» в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой НК РФ фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем в понятие «налоговая система». В литературе налог подчас определялся как всякий «общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц».

В НК РФ проведено четкое разграничение налога и сбора. В ст. 8 НК РФ дано следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В ч. 2 ст. 8 НК РФ дано определение сбора: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Основное различие между налогом и сбором состоит в том, что налог является безвозмездным платежом, а сбор — возмездным (например, государственная пошлина, таможенная пошлина и т.д.).

Названное определение налога позволяет выявить следующие его признаки:

  1. обязательность платежа;
  2. индивидуальная безвозмездность;
  3. денежная форма налога;
  4. отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (государства);
  5. публичная цель — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П КС РФ отметил, что право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязанность платить налоги имеет особый, публично-правовой (не частноправовой) характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права других лиц и государства. Взыскание налога — не произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Право собственности в аспекте налогообложения ограничивается в конечном счете правами других лиц (бюджетополучателей) получать свою долю национального дохода посредством перераспределения.

Налоговое правоотношение носит односторонний характер, поскольку у налогоплательщика нет заинтересованности в его возникновении. Субъективное право использовать объект налогообложения как правовую ценность, выполняя при этом корреспондирующие частноправовые обязанности (уплата цены, арендной платы и т.п.), составляет содержание гражданско-правового отношения; обязанность уплачивать налоги и сборы, обусловленная наличием объекта налогообложения и не предполагающая права на встречное удовлетворение, возникает и реализуется в рамках налогового правоотношения, производного от правоотношения первого типа.

Принудительный характер является специфическим признаком налогового платежа. Сущность его состоит в том, что «в целях обеспечения выполнения налоговой обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими погашение недоимки и возмещение ущерба казны от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности».

Налоговые отношения не наделены обменным характером в отличие от рыночных отношений.

Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. «Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем».

Денежный характер налога проявляется в исторической потребности государств и других участников правоотношений в материальных ценностях, которые в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена. «В странах Древнего Востока, в Римской империи и Византии государственные расходы носили натуральный характер, соответственно государственные ресурсы также мобилизовались за счет натуральных податей и повинностей, труда рабов, дани с побежденных государств». Обязательные взносы в централизованные фонды носили форму натуральных повинностей, где основными были отработочная рента (барщина) — обязанность отработать на суверена определенное количество дней в неделю и натуральная рента (оброк) — обязанность отдавать часть произведенной продукции в натуральной форме. Монарх, олицетворявший государство, являлся полным и единоличным собственником и распорядителем государственной казны. Переход к рыночной системе хозяйствования сопровождается стремительным вытеснением натурального обмена товарно-денежными отношениями.

Налоговые платежи обеспечивают не конкретные расходы государства, а их общую совокупность.

В этом смысле бюджет представляет собой своеобразный «общий котел», где поступающие доходы суммируются и обезличиваются на едином бюджетном счете. Основная причина такого положения — гарантия на случай катастрофического недобора отдельных доходов. Те или иные расходы государства не могут полностью зависеть от конкретного доходного источника.

Важно отметить, что НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Средство платежа — валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п. 3 ст. 45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т.е. используемое НК РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Однако отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

В Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум ВАС РФ указал, что при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 НК РФ в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». ВАС РФ обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов и сборов, перечисленным в налоговом законодательстве.

Понятие налогового сбора

Под налогом подразумевается обязательный, безвозмездный вид платежа, осуществляемый субъектами налогообложения (гражданами и юрлицами) в пользу государства. Допустима только денежная форма расчетов.

Сбор представляет собой взнос обязательного характера, который заявитель перечисляет в пользу государства.


Данный платеж является неотъемлемым условием, после выполнения которого гражданин (организация) наделяется органами власти различного уровня определенными полномочиями и может оформить разрешительную документацию.
Сборы могут уплачиваться как в денежной, так и в иной форме, если данное условие определяется законодательными нормами. Перечисление денег в пользу уполномоченной государственной организации является основанием для возникновения между плательщиком и получателем платежа публичных отношений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]