Как начислить НДС при экспорте в страны-участницы Таможенного союза

Начисляя НДС при экспорте товаров из России в страны – участницы Таможенного союза, нужно руководствоваться приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе). Его действие распространяется как на экспорт товаров с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на экспорт товаров из других стран и выпущенных в свободное обращение на территории Таможенного союза. Это следует из положений пункта 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Кстати, международные договоры (другие нормативные акты), информационные материалы и образцы документов, относящиеся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

При опоздании с подтверждением экспорта придется платить НДС и пени

Первый раз не успеваем на 181-й день получить от покупателя заявление на ввоз товаров. В итоге документы, необходимые для того, чтобы подтвердить ставку 0% по НДС при продаже своих товаров белорусским контрагентам, подадим с опозданием. Составляем сейчас уточненную декларацию за период отгрузки. Когда мы должны заплатить НДС, какую проводку сделать в бухучете? И надо ли платить пени?

Вам надо заплатить НДС (по ставке 18% или 10%) не позднее 181-го дня с даты отгрузки товара (Пункт 9 ст. 165 НК РФ). Проводки по начислению НДС в бухучете будут такие.

Содержание операции Дт Кт
181-й день с даты отгрузки товаров на экспорт
Начислен НДС со стоимости товаров, реализованных в страны ТС, при неподтверждении нулевой ставки 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС, начисленный по операциям, применение нулевой ставки по которым не подтверждено» 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»
Когда вы соберете все документы, необходимые для подтверждения экспорта, сделаете обратную проводку. А если вы так и не соберете полный пакет документов для подтверждения экспортной ставки, начисленный НДС со счета 19 надо будет списать на расходы (в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»). Имейте в виду, что в налоговом учете такой НДС в расходах учесть без споров вряд ли получится (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12)
Принят к вычету «входной» НДС по проданным на экспорт товарам 68, субсчет «Расчеты по НДС» 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Уплата НДС оформляется стандартной проводкой по дебету счета 68, субсчет «Расчеты по НДС», и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Инспекция может посчитать, что в вашей ситуации должны быть уплачены пени, и выставит вам требование. Пени инспекция наверняка рассчитает исходя из того, что платить налог по неподтвержденному экспорту надо было в обычном порядке — по 1/3 не позднее 20-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за кварталом отгрузки (Пункт 1 ст. 174 НК РФ; Письма Минфина России от 28.07.2006 N 03-04-15/140; ФНС России от 22.08.2006 N ШТ-6-03/[email protected]).

С пенями можно поспорить. Ведь Высший Арбитражный Суд еще в 2006 г. сказал, что пени по НДС надо платить не со дня отгрузки товаров на экспорт, а начиная со 181-го дня после этой даты (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 15326/05). И вслед за ним аналогичную позицию стали занимать федеральные суды (Постановления ФАС ПО от 12.07.2011 N А65-20208/2010; ФАС ВВО от 07.10.2010 N А43-40137/2009; ФАС ЗСО от 22.06.2010 N А67-8303/2009; ФАС ДВО от 21.01.2009 N Ф03-6112/2008). В этих спорах речь шла об уплате пеней обычными экспортерами. Однако межправительственный Протокол о товарах предусматривает уплату пеней в порядке, оговоренном национальным законодательством, то есть фактически делает отсылку к НК (Пункт 3 ст. 1 Протокола о товарах). Поэтому принципы начисления пеней при неподтверждении экспорта в Белоруссию должны быть такими же, как и при начислении пеней по неподтвержденному экспорту в страны дальнего зарубежья.

Проблемы при экспорте

Еще один момент, на котором я бы хотела остановиться, тоже касается экспорта — это поставка в Белоруссию и Казахстан товаров, освобожденных от обложения НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Перечень таких товаров содержится в ст. 149 НК РФ. Кто занимается экспортом, тот знает, что при поставках в третьи страны, то есть вне рамок ТС, по товарам, которые перечислены в ст. 149 НК РФ, нулевая ставка НДС не применяется. Товар считается освобожденным, и к нему не применяется никакая ставка налога. Что это означает? Налог не взимается при такой поставке, но «входной» НДС не возмещается. В рамках ТС на основании Соглашения и Протокола действует иной порядок. В отношении абсолютно всех товаров, реализуемых в Белоруссию и Казахстан, применяется нулевая ставка НДС. Значит, товары, которые перечислены в ст. 149 НК РФ, при их реализации в РК и РБ облагаются нулевой ставкой и «входной» НДС подлежит возмещению при представлении в налоговый орган соответствующего пакета документов. Правда, возникает проблема в случае, если экспортер в установленный срок не может собрать документы, которыми он обосновывает нулевую ставку НДС. Здесь возникает такая интересная ситуация. Поскольку Соглашение изъяло эти товары из ст. 149 НК РФ и они уже не считаются освобожденными, в случае если нулевая ставка в установленный срок не подтверждена, налогоплательщик обязан эти поставки обложить по 18%-ной ставке НДС. Почему? Статья 149 НК РФ не распространяется на эти товары, п. 2, где перечислены товары, облагаемые по 10%-ной ставке, также не содержит этих товаров, остается единственный выход — применить в отношении этих товаров 18%-ную ставку НДС. Если впоследствии будут собраны документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки, налог, уплаченный за счет собственных средств налогоплательщика, будет возвращен. Существуют особенности и в случае, когда российский налогоплательщик продает свои товары нерезиденту ТС, но вывозит их с территории РФ на территорию государства — члена ТС. Вывозит он их на том основании, что нерезидент, который приобрел эти товары, дает поручение экспортеру отгрузить их непосредственно, например, в Казахстан. Здесь могут быть две разные ситуации. Первая, когда нерезидент заключает с хозяйствующим субъектом государства — члена ТС договор купли-продажи. В этом случае при ввозе экспортируемого товара, например, в РК казахстанский импортер в соответствии с Протоколом обязан будет заполнить заявление (один из основных документов, на основании которых наш российский экспортер может подтвердить нулевую ставку НДС) и передать его российскому экспортеру, поскольку товар ввозится с территории РФ, которая является членом ТС. При наличии такого заявления российский экспортер может в установленном порядке подтвердить нулевую ставку налога. Второй вариант, когда российский экспортер продает нерезиденту свой товар и также вывозит его на территорию РК, но у нерезидента и хозяйствующего субъекта РК между собой заключен не договор купли-продажи, а договор переработки. В этом случае на основании норм Соглашения и Протокола казахстанский импортер не должен оформлять никакого заявления, поскольку товар он не приобретает, этот товар не будет собственностью казахстанского переработчика, налог при ввозе данного товара уплачиваться не должен, соответственно, не будет никакого заявления. Поскольку не будет никакого заявления с казахстанской стороны, российский экспортер никогда не сможет по таким поставкам подтвердить нулевую ставку налога. И, если он заявит эти поставки как облагаемые по нулевой ставке, ему придется уплачивать налог за счет собственных средств. Таким образом, один и тот же вывоз в рамках одних и тех же договоров, заключенных с нерезидентом, влечет разные налоговые последствия. Я хочу посоветовать тем, кто осуществляет такие поставки, — если вы заключаете договор с нерезидентом, но поставка будет осуществляться внутри ТС в обязательном порядке. Поскольку вы отгружаете свой товар непосредственно хозяйствующему субъекту ТС, узнайте у него, какой договор будет заключен между нерезидентом и лицом государства ТС. Если это невозможно сделать, велики налоговые риски, о которых я сказала.

Вычет возможен и без заявления о ввозе товаров

Казахский покупатель долго тянул с передачей нам заявления о ввозе товаров. А потом выслал его, но только на нем нет отметки налоговой службы. Мы не знаем, заплатил ли он свой НДС или нет. Думаю, что мы не сможем подтвердить экспортную ставку НДС. Что делать? Можем ли мы заставить покупателя возместить нам НДС, который придется платить в бюджет?

Инспекция, не получив от вас заявление о ввозе товаров с отметкой инспекции вашего покупателя, может в электронном виде получить подтверждение об уплате им «импортного» НДС у казахстанской инспекции. Такая возможность предусмотрена международными соглашениями (Пункт 5 ст. 1 Протокола о товарах; ст. 6 Соглашения ТС; Протокол об обмене информацией, утв. Приказом ФНС России от 18.01.2011 N ММВ-7-2/[email protected]).

Но ваш покупатель мог и не заплатить «импортный» НДС. В таком случае нулевую ставку НДС вы подтвердить не сможете.

В договоре можно прописать штрафные санкции (покрывающие потери в НДС и пенях по нему), если покупатель не представит заявление с нужной отметкой в оговоренный срок (к примеру, в течение 150 — 170 дней с даты отгрузки). Также важно определиться, в каком суде будет рассматриваться спор в случае, если ваш покупатель не направит вам в срок заявление, а также откажется от уплаты штрафов. Ведь вряд ли вас устроит, если это будет казахстанский суд. Посоветуйтесь с юристами, как правильно сформулировать нужные вам условия в договоре.

Особенности при импорте

Хочу также остановиться на некоторых ситуациях, касающихся импорта товаров. Чаще всего налогоплательщики задают вопрос, который касается ввоза с территории государства — члена Таможенного союза товаров, не происходящих на территории ТС. В каком случае по таким товарам надо платить НДС таможенным органам, в каком — налоговым? В рамках Соглашения и Протокола о косвенных налогах при ввозе должны облагаться те товары, которые на территории Белоруссии или Казахстана выпущены в свободное обращение и этот товар хозяйствующий субъект государства — члена ТС по договору купли-продажи продает российскому импортеру. В этом случае налог уплачивается налоговому органу. В остальных случаях, когда товар не выпущен в свободное обращение на территории ТС, провозится транзитом через территорию Белоруссии или Казахстана и попадает на территорию РФ, во всех таких случаях налог должен быть уплачен таможенным органам. Что касается определения налоговой базы при импорте товаров, оно регулируется не национальным законодательством, а непосредственно Протоколом о взимании косвенных налогов. Согласно Протоколу налоговая база определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввезенных товаров на основе их стоимости, являющейся ценой сделки, подлежащей уплате поставщику товаров согласно условиям договора или контракта. Кто работал по двустороннему Соглашению с Белоруссией, тот помнит, что при ввозе белорусских товаров на территорию РФ налоговая база определялась как стоимость товара исходя из контракта и она в обязательном порядке увеличивалась на стоимость как минимум транспортировки товаров от продавца к покупателю. В трехстороннем Соглашении такой нормы об обязательном включении и увеличении стоимости товаров по контракту на стоимость транспортировки этого товара нет. Но на что я хочу обратить внимание. В цену товара могут войти как стоимость его производства, стоимость самого товара, так и стоимость его транспортировки, и российский импортер транспортировку может оплачивать уже в цене этого товара. Но договор может быть построен и иначе. В договоре могут быть отдельно указаны цена товара и отдельно стоимость транспортировки, которая подлежит оплате также продавцу ввозимого товара. В том случае, если стоимость перевозки оплачивается продавцу товара по этому договору или по отдельному договору, это подпадает под норму «цена сделки, подлежащая уплате поставщику товара». В этом случае стоимость товара нужно увеличивать на стоимость транспортировки. Если же поставщик поставляет товар, а стоимость транспортировки оплачивается третьему лицу, то налоговую базу на стоимость перевозки увеличивать не надо. Возможны ситуации, когда на территорию РФ российский переработчик давальческого сырья ввозит сырье, перерабатывает его и по поручению собственника продуктов переработки — хозяйствующего субъекта государства — члена ТС — продает этот товар на территории РФ. Кто в этом случае должен уплачивать налог по продуктам переработки? Здесь два варианта в зависимости от того, кто заключал договор с покупателем продуктов переработки. Если договор на продажу продуктов переработки заключен между российским переработчиком сырья и российским покупателем, вступает в силу п. 4 ст. 161 НК РФ, согласно которому в случае реализации на территории РФ товаров, принадлежащих иностранному лицу, налог уплачивает агент, которым признается непосредственный продавец этого товара. При такой ситуации налог уплачивает российский переработчик. Второй вариант заключения договоров, когда непосредственный собственник продуктов переработки, то есть хозяйствующий субъект государства — члена ТС напрямую заключает договор с российским покупателем. При заключении такого договора налог уплачивает российский покупатель продуктов переработки. Сумма НДС, которую налогоплательщик уплатил при ввозе, подлежит вычету, если эти товары используются в операциях, подлежащих налогообложению на территории РФ. Причем имеются в виду суммы налога, уплаченные как таможенным органам, так и налоговым органам при ввозе товаров с территории государств — членов ТС. В каком налоговом периоде нужно принимать к вычету НДС, уплаченный по ввозимым товарам налоговым органам? В соответствии с нормами ст. 171 Налогового кодекса РФ НДС подлежит вычету, когда он фактически уплачен, то есть имеется платежка об уплате налога. Это первое. Второе: в соответствии с частью первой НК РФ для налоговых органов уплатой налога считаются не только его фактическая уплата в бюджет, но и отражение суммы этого налога в налоговой декларации. Поэтому по товарам, ввезенным с территории и Казахстана, и Белоруссии, налог, уплаченный при ввозе, принимается к вычету в налоговом периоде, следующем за тем налоговым периодом, когда товар ввезен и когда по нему была подана налоговая декларация.

Отметки таможни при торговле в рамках Таможенного союза не нужны

Моя родственница работает бухгалтером в Калининграде. При экспорте в Беларусь товаров ее фирмы таможенники ставят отметки. Сейчас наша компания (находимся в Москве) нашла покупателей и в Казахстане, и в Белоруссии. Доставили товар автотранспортом. Но таможня на накладных и транспортных документах ничего не поставила. Будут ли у нас из-за этого проблемы с подтверждением экспорта?

Только из-за этого сложностей быть не должно. Ведь Минфин уже разъяснял, что для целей подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в страны Таможенного союза на транспортных/товаросопроводительных документах не нужны отметки российских таможенных органов (Письма Минфина России от 03.12.2010 N 03-07-08/354, от 19.10.2010 N 03-07-08/296).

А то, что на документах фирмы, в которой работает ваша родственница, таможня ставит отметки, — особенность Калининградской области, в которой действует режим свободной таможенной зоны (Подпункт 1 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 16, п. 4 ст. 17 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны; пп. 1 п. 1 ст. 202, пп. 1 п. 1 ст. 210 ТК ТС).

Что относится к платежам?

Вам будет интересно:Вклад «Пенсионный»: сравнение условий в разных банках

Разобравшись с понятием «таможенный НДС», важно изучить и другие виды подобных платежей. Давайте перечислим:

  • Пени.
  • Средства для реализации конфискатов.
  • Проценты, которые появляются, если человеку предоставляют рассрочку или отсрочку уплаты таможенных пошлин.
  • Авансовые платежи в счет следующих платежей.
  • Деньги, которые выплачивают импортеры таможенным органам за то, что те выдали акцизные марки.
  • Обеспечение уплаты таможенных налогов или пошлин.
  • Правильно определяйте дату отсчета для 180-дневного срока

    Мы поставили российский товар железнодорожным транспортом в Беларусь, отметки станции отправления на железнодорожных квитанциях — от 20 июня 2012 г. По договору право собственности на товар переходит к покупателю после отметки в железнодорожной накладной о прибытии товара на станцию назначения. Такая отметка сделана 5 июля 2012 г. На эту дату покупатель принял товар к учету — она указана в его заявлении о ввозе товаров, на котором стоит штамп белорусской налоговой о том, что НДС покупателем уплачен. Именно на эту дату мы определяем свою выручку. Документы для подтверждения нулевой ставки собрали в январе. Декларацию представили в инспекцию за I квартал 2013 г. с подтверждением нулевой ставки. Однако инспекция сочла, что мы собрали документы позже, чем нужно. И поэтому нам надо представить уточненную декларацию за II квартал 2012 г. и заплатить НДС с пенями. Я с инспекцией не согласна, ведь 181-й день с даты передачи товара покупателю попадает на I квартал 2013 г. Значит, никакого пропуска нет.

    К сожалению, права ваша инспекция. Для целей подтверждения экспортной ставки по НДС дата, от которой отсчитывается 180 дней (отпущенных на подтверждение экспорта), — это дата отгрузки товаров (Пункт 3 ст. 1 Протокола о товарах). И она может не совпадать с датой перехода права собственности на них.

    Примечание Дата перехода права собственности на товар важна для отражения выручки в бухгалтерском и в «прибыльном» налоговом учете (Пункты 5, 6, 12 ПБУ 9/99; п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).

    Обратите внимание и на то, что дата отгрузки — это не дата передачи товара покупателю, а дата составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика). Следовательно, товар считается отгруженным в тот момент, когда вы составили накладную на имя покупателя (то есть 20 июня 2012 г.).

    Экспорт с территории Казахстана

    Российская организация реализует белорусскому контрагенту товар, который в момент начала отгрузки находится на территории Казахстана. Облагается ли НДС данная реализация?Согласно п. 1.2 ст. 2 Протокола о товарах ТС, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиками одного государства — члена ТС и другого государства — члена ТС и при этом импортируются с территории третьего государства — члена ТС, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства — члена ТС, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров. В силу п. 1 ст. 2 Протокола о товарах ТС собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом). В данном случае товары ввезены на территорию Республики Беларусь и собственником этих товаров стал резидент Республики Беларусь, значит, НДС при импорте таких товаров уплачивает налогоплательщик — резидент Республики Беларусь — собственник товаров. Пунктом 1 ст. 1 Протокола о товарах ТС предусмотрено, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государства — члена ТС. Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. Таким образом, местом реализации товаров российской организацией покупателю Республики Беларусь территория РФ не признается. В связи с этим на основании ст. 146 НК РФ данная операция по реализации товаров объектом налогообложения не признается. Аналогичный вывод содержится в Письме ФНС России от 12.08.2010 N ШС-37-3/[email protected]

    Подтвердили экспорт позже, чем нужно, — штраф заплатить придется

    Не собрали документы вовремя, уточненную НДС-декларацию за период отгрузки товаров в Беларусь не представляли. Когда принесли декларацию с пакетом документов, подтверждающих экспортную ставку, инспекция оштрафовала нас за неуплату НДС и начислила пени. Мы заплатили и пени, и штраф, чтобы избежать сложностей с подтверждением нулевой ставки. А потом задумались: раз мы экспортную ставку подтвердили — значит, и платить ничего не должны были. Можем ли мы потребовать от инспекции возврата штрафа и пеней?

    Пени и штрафы инспекция возвращать вам не обязана. Ведь вы пропустили срок подтверждения экспортной ставки, отпущенный межправительственными соглашениями (Пункт 3 ст. 1 Протокола о товарах).

    Ошибку в коде операции в декларации можно не исправлять

    У нас были отгрузки в Казахстан и Азербайджан. Все подтверждающие документы на экспорт у нас есть. В декларации на возмещение НДС указали код операции 1010401. При камеральной проверке инспектор предлагает сдать уточненку и показать отдельно:

    • по коду 1010401 — сумму возмещения по экспорту в Азербайджан;
    • по коду 1010403 — сумму возмещения по экспорту в Казахстан. Хотя этот код предусмотрен только для Белоруссии.

    Требования инспекции считаю неправильными. Могу ли я уточненку не подавать, чтобы у инспекции не было повода задержать возмещение НДС еще на 3 месяца?

    Действительно, в Порядке заполнения декларации по коду 1010403 упомянута только Белоруссия. Но в перечень кодов давно не вносились изменения. Поэтому Минфин разъяснял, что по данному коду надо отражать экспорт в страны Таможенного союза (то есть и в Белоруссию, и в Казахстан) товаров, которые при продаже в России облагаются НДС по ставке 18% (Пункт 10 Письма Минфина России от 06.10.2010 N 03-07-15/131). Поэтому формально ваша инспекция права.

    Однако база по НДС у вас определена верно, занижения налога не было, поэтому уточненную декларацию вы можете не подавать. Ведь подача уточненки обязательна, если ошибка привела к занижению налоговой базы и недоплате налога. А в остальных случаях исправлять свои ошибки налогоплательщик может, но не должен (Пункт 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

    Признаки платежей

    Чтобы понять, что такое таможенные платежи, в частности, НДС, нужно разобраться еще и с их признаками. Подробнее о них ниже.

    Вам будет интересно:Адреса «Альфа-банка» в Омске. График работы и доступные услуги

    Все платежи, связанные с таможней, обязательно нужно выплачивать. Ежели говорить о порядке и форме исчисления платежей, то этот момент регулирует Таможенное законодательство, Налоговый кодекс нашей страны, а также Таможенный союз. Важно помнить, что специальным субъектом таким платежей является таможенный орган, который в определенное время и в определенном месте отвечает за таможенные операции. Любые таможенные платежи поступают в бюджет нашей страны.

    Экспорт можно подтвердить и без CMR

    Налоговая отказывает в возмещении НДС при экспорте в Казахстан. Ее не устраивает оформленная нами ТТН (форма N 1-Т). Инспектор говорит, что, поскольку перевозка международная, накладная нужна тоже международная — CMR. Правомерны ли такие требования?

    Есть Письмо налоговой службы, в котором разъяснено, что, если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена товарно-транспортной накладной (Подпункт 10 п. 1.1.2 Приложения 1.1 к Письму ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/[email protected]). Так что можете смело спорить со своим инспектором.

    Функции платежей

    Прежде чем разбирать таможенный НДС при импорте, нужно определиться с тем какие функции есть у всех подобных платежей. Это:

  • Фискальная. С помощью платежей пополняется доходная часть госбюджета.
  • Регулирующая. Соответствующие службы предотвращают нежелательный экспорт товаров, цены на которые в мире выше, чем по стране.
  • Защитная. Государство старается поддержать отечественного производителя и защитить от иностранных конкурентов.
  • Торгово-политическая. Правительство страны старается защитить определенные отрасли нацэкономики от конкуренции с иностранными производителями посредством создаваемого ценового барьера.
  • Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

    Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

    Как видите, таможенный НДС при импорте введен как раз для того, чтобы помочь отечественным производителям развиваться и расти.

    Транспортные документы могут вообще не понадобиться

    Белорусский покупатель сам вывозит товар. Транспортных документов у нас нет. Может ли из-за этого налоговая не подтвердить нам нулевую ставку?

    Не должна. Ведь есть Письмо Минфина России, прямо указывающее на то, что товарной накладной по форме N ТОРГ-12 достаточно в случае, если белорусский покупатель своим транспортом вывозит товар со склада российского продавца. И по мнению финансового ведомства, отсутствие транспортных документов не противоречит межправительственному Соглашению и Протоколу о товарах (Письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-07-13/01-42, от 18.05.2011 N 03-07-13/01-17).

    Налоговая служба также допускает, что в случае самовывоза транспортных документов может не быть. К примеру, она предлагает довольствоваться письменными объяснениями покупателей о том, почему товар вывозится без CMR-накладной (Письмо ФНС России от 14.10.2011 N ЕД-4-3/[email protected]).

    Расчет таможенного НДС

    Чтобы рассчитать правильно налог, необходимо заглянуть в Налоговый кодекс нашей страны, а именно в 164 статью. Там все расписано относительно тех товаров, что перемещаются через границу таможни.

    В каких случаях ставка налога равна 0 %:

  • Если товары были ввезены в таможенном экспортном режиме. Важным условием является предоставление необходимых документов в налоговую службу.
  • Если припасы вывезены с российской территории в таможенном режиме перемещения припасов. Речь идет о горюче-смазочных материалах, топливе, которое необходимо для полноценного функционирования морских, воздушных и смешанного типа судов.
  • В каких случаях расчет НДС таможенных платежей производится по ставке 10 %? Таким налогом облагаются:

  • Продовольственные товары, список установлен в Налоговом кодексе нашей страны. В него, например, входит растительное масло, овощи, сахар, соль и прочее.
  • Детские товары, список которых также указан в Налоговом кодексе.
  • Периодические печатные издания. Сюда не относятся издания эротического или рекламного характера, а лишь те, что связаны с образованием, культурой и наукой, книжная продукция.
  • Медицинские товары зарубежного и отечественного производства по списку кодов видов продукции, который установило Правительство нашей страны.
  • Любые другие товары облагаются налогом 20 %. Получается, что к любым товарам, кроме групп, освобожденных от налога, могут применяться таможенные сборы НДС со ставкой от 10 до 20 %.

    Дополнительную информацию без запроса можно не представлять

    Подтверждаем экспорт в Белоруссию. В инспекции мне записали программу, в которую надо забить данные о материалах, использованных для выпуска экспортируемой продукции. Мне не хочется делать это: слишком много всего вбивать. Не откажут ли мне в вычете НДС, если я не соглашусь заполнять такую программу?

    Это не должно привести к отказу в возмещении НДС. Ведь перечень документов для подтверждения экспорта закрытый (Пункт 2 ст. 1 Протокола о товарах). Но в рамках камеральной проверки НДС-декларации, по которой заявлено возмещение налога, инспектор может направить вам требование о представлении копий документов, подтверждающих правомерность вычетов по НДС (Пункт 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК РФ). И тогда вам придется выполнить требование инспектора. Поэтому смотрите сами, что вам легче: либо занести необходимые инспекции данные в программу, либо делать копии документов.

    Когда не нужно платить

    Иногда бывают случаи, когда НДС при таможенном оформлении уплачивать не нужно. В каких ситуация плательщик освобождается от налога? Прежде всего стоит сказать, что этот момент прописан в Налоговом кодексе нашей страны. Там можно увидеть не только список необлагаемых товаров, но и тех товаров, налог с которых не берется, если операции совершены на территории нашей страны.

    Вам будет интересно:Список банкоматов «Альфа-банка» в Ростове-на-Дону

    Итак, НДС не платится, если таможенную территорию РФ пересекают товары, которые передаются в качестве безакцизной помощи или содействия. Льгота применяется согласно Инструкции о порядке таможенного оформления товаров.

    Важно понимать, что гуманитарной помощью или содействием называют безвозмездную помощь, которая предоставляется для оказания социальной или медицинской помощи малообеспеченным слоям населения, или тем, кто пострадал от стихийных бедствий или прочих чрезвычайных происшествий. Сюда же относятся расходы на транспортировку, хранение и сопровождение указанной помощи.

    Получателями такой помощи могут быть субъекты нашей страны, само государство, органы государственной власти, физические и юридические лица, органы местного самоуправления.

    Организациями-донорами могут выступать иностранные государства, их муниципальные и федеративные образования, иностранные и международные учреждения либо некоммерческие организации, которые предоставляют гуманитарную помощь.

    Внимание! К гуманитарной помощи не относятся товары, которые подлежат акцизу, а также мясо и мясные продукты. Последнее обусловлено тем, что мясо предназначается лишь для промышленной переработки в полуфабрикаты и прочее. Нельзя считать гуманитарной помощью и рыбный или мясной фарш, мясо механической обвалки, одежду, обувь, которая уже была в употреблении. Исключение составляет обувь, одежда и постельные принадлежности, которые направляют в учреждения и организации социальной защиты, образования, здравоохранения.

    Перед таможней за отгрузки в страны Таможенного союза отчитаться придется

    Мы первый раз отгрузили товар в Белоруссию. Знакомая говорит, что надо отчитаться перед таможней, иначе оштрафуют. Но какая нужна отчетность?

    Вы должны сдать в таможенный орган своего региона статистическую форму учета перемещения товаров (Пункты 7, 8 Правил, Приложение N 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40). Срок ее подачи — до 10-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки товара. Есть и штраф на должностное лицо (как правило, штрафуют директора) за несвоевременную подачу статистической формы — от 3 до 5 тыс. руб. (Статья 13.19 КоАП РФ).

    Продажа частным лицам под экспортную ставку не подпадает

    Торгуем, как правило, с организациями — покупателями из стран СНГ. Но тут довольно крупный заказ поступил от физического лица — белоруса (непредприниматель). Отправили товар почтой EMS-Россия. Какие особенности будут при подтверждении нулевой ставки НДС?

    Вы не сможете подтвердить нулевую экспортную ставку. Такую операцию изначально надо было облагать по обычной ставке НДС (18% или 10%). Ведь ни Соглашение ТС, ни Протокол о товарах не предусматривают каких-либо специальных процедур для подтверждения нулевой ставки при реализации экспортируемых товаров физическим лицам для личного использования (Письмо Минфина России от 25.01.2012 N 03-07-13/01-03).

    Советуем руководителю Для иностранных покупателейфизлиц цену экспортируемых товаров нужно сразу устанавливать с учетом 18%-ного НДС. Ведь налог с такой продажи надо будет отдать в бюджет.

    Так что теперь вам придется заплатить налог. А на будущее — показывайте НДС в цене товаров, продаваемых заграничным гражданам.

    Косвенные налоги

    Из всех таможенных косвенных налогов можно выделить налог на добавочную стоимость. О нем мы и поговорим подробнее, но прежде дадим определение такому виду налогов.

    Итак, косвенным налогом называют налоги на услуги и товары, которые устанавливаются в виде надбавки по тарифу или цене. Как это понимать? Предприятия, которые оказывают услуги или производят какие-то товары, продают свою продукцию по тарифу (цене) уже с учетом надбавки. Они вносят в бюджет государства определенную сумму из прибыли. Можно сказать, что производители как бы собирают налоги с населения, в то время как покупатели платят эти налоги.

    Другое название косвенных налогов — безусловные. Все потому что они не зависят от дохода налогоплательщика и берутся вне зависимости от прибыли или итогов деятельности.

    Если косвенные налоги увеличить, то такая мера может привести к тому, что население сократит потребление продукции или услуг.

    Зачем мы говорим о косвенных налогах? Да потому что НДС Таможенного союза тоже относится к ним.

    Итак, налоги такого типа имеют свои минусы и плюсы. Давайте их рассмотрим.

    Если покупатель «уточнил» заявление, это не значит, что его не было

    Получили заявление о ввозе товаров от своего покупателя из Казахстана. Подтвердили экспортную ставку НДС. Через семь месяцев он прислал нам новое заявление с другой суммой НДС — также с отметкой инспекции, только датировано оно более поздней датой, чем первое. Наша инспекция требует доплаты НДС так, как будто изначально не был собран комплект подтверждающих документов в течение 180 дней. Соответственно, и пени хотят получить. Что делать?

    Межправительственными соглашениями ваша ситуация никак не урегулирована. Поэтому давайте разбираться.

    Вы успешно и в срок подтвердили право на экспортную ставку НДС. И на тот момент вы все заявили правильно. Так что поданная вами декларация подтверждает:

    • факт экспорта — с этим все в порядке, его никто не отменял;
    • сумму вычета — она тоже не изменилась.

    Таким образом, уточнение налоговой базы у вашего покупателя никак не влияет на ваши налоговые обязательства. И оснований для подачи уточненных деклараций у вас нет (Пункт 1 ст. 54, ст. 81 НК РФ).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]