Особенности учета сезонных, летних и зимних шин у автотранспорта


Принципы бухгалтерского учета автошин

Основными параметрами учета являются: (нажмите для раскрытия)

  • их количество;
  • модель;
  • марка резины;
  • стоимость;
  • размер.

Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).

Название операцииБухгалтерские контировки
Покупка шины для автотранспортаДТ 60, КТ 51 (перечисление денег за покупку),
ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),

ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),

ДТ 68, КТ 19 (НДС к вычету)

Ввод шины в пользованиеДТ 10, субсчет «Запчасти» («Автошины в подотчете»), КТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»
Списание автомобильной шины по причине выхода ее из строяДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Запчасти», «Автошины в подотчете»

Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти».

uchet_shin_v_buhgalterskom_uchete.jpg

Похожие публикации

Как и любой актив компании из блока производственных запасов, автошины учитываются по имеющимся параметрам: модели, марке, размеру. Но их использование предусматривает гораздо больший спектр операций, чем просто списание в производство. Рассмотрим, как обеспечить грамотный учет автомобильных шин в бухгалтерском учете.

Налоговый учет автошин

При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:

  • ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
  • ст. 260 (реставрация основных средств);
  • ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).

Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.

Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.

Списание автошин, пришедших в негодность.

Списание автомобильных шин может происходить в случае недопустимости их дальнейшего использования в соответствии с действующими нормативами эксплуатации транспорта (превышение допустимой глубины протектора, наличие порезов, других повреждений и т. д.).

В результате проведения работ по замене пришедших в негодность шин, оформленных соответствующим актом приема-сдачи, отражается выбытие шин с забалансового счета 09 (абз. 3 п. 349 Инструкции № 157н). Решение о списании шин принимается постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.

Сама процедура списания может быть оформлена актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Соответствующий документ устанавливается в учетной политике учреждения.

В последующем не пригодные для дальнейшего использования шины подлежат утилизации специализированной организацией. До момента утилизации указанные комплектующие учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» по стоимости, отраженной в документе о списании, либо в условной оценке: 1 шина – 1 руб. (п. 335 Инструкции № 157н).

Оприходование не пригодных для дальнейшей эксплуатации шин производится по оценочной стоимости на дату принятия их к учету (п. 106 Инструкции № 157н).

Указанные операции отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Списаны непригодные автошины с забалансового учета
Забалансовый счет 09 Забалансовый счет 09 Забалансовый счет 09
Приняты списанные автошины к забалансовому учету (до момента утилизации)
Забалансовый счет 02 Забалансовый счет 02 Забалансовый счет 02
Списаны автошины с забалансового учета
Забалансовый счет 02 Забалансовый счет 02 Забалансовый счет 02
Оприходованы непригодные автошины по оценочной стоимости
1 105 36 340 1 401 10 189 0 105 36 340 0 401 10 189 0 105 36 000 0 401 10 189
Переданы автошины на утилизацию
1 401 10 172 1 105 36 440 2 401 10 172 2 105 36 440 2 401 10 172 2 105 36 000
Начислен доход от утилизации непригодных автошин
1 205 74 560* 1 401 10 172 2 209 89 560 2 401 10 172 2 209 89 000 2 401 10 172

* Учреждение вправе предусмотреть в учетной политике применение счета 1 209 89 000.

Обращаем ваше внимание, что утилизация пришедших в негодность шин является одним из видов приносящей доход деятельности, которую казенные учреждения могут осуществлять, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Что касается бюджетных и автономных учреждений, то они вправе заниматься иными видами деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и данные виды деятельности соответствуют названным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ).

Средства, полученные от подобной деятельности, казенные учреждения обязаны направлять в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ). А вот бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона № 174‑ФЗ).

Бюджетное учреждение культуры списало с забалансового учета пришедшие в негодность автомобильные шины в количестве 4 шт. на сумму 6 000 руб. В рамках заключенного со специализированной организацией договора эти шины были переданы на утилизацию. Стоимость утилизированных шин равна их текущей оценочной стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения в размере 1 200 руб.

В бухгалтерском учете отражены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Списаны непригодные автошины с забалансового учета Забалансовый счет 09 6 000 Бухгалтерская справка (ф. 0504833)
Приняты списанные автошины к забалансовому учету (до момента утилизации) Забалансовый счет 02 4* Бухгалтерская справка (ф. 0504833)
Списаны автошины с забалансового учета Забалансовый счет 02 4* Акт об утилизации
Оприходованы непригодные автошины по оценочной стоимости 2 105 36 340 2 401 10 189 1 200 Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)
Переданы автошины на утилизацию 2 401 10 172 2 105 36 440 1 200 Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)
Начислен доход от утилизации непригодных автошин 2 209 89 560 2 401 10 172 1 200 Договор, бухгалтерская справка (ф. 0504833)

* Исходим из условия, что учетной политикой учреждения предусмотрено принятие на забалансовый счет 02 комплектующих к автомобилю до момента их утилизации в условной оценке: 1 объект – 1 руб.

Учетная документация по работе автошин

Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную).

Основное назначение учетной карточки — оформление движения шин в пользовании со времени их сборки до полного выхода из строя. В карточке указывается следующая информация: (нажмите для раскрытия)

  • дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
  • техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
  • пробег (предыдущий — для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц — для всех видов шин);
  • дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
  • время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).

Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.

Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию. После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство.

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Норма эксплуатационного пробега для списания

Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.

Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:

  • заводского изготовителя;
  • по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
  • опыт организации по эксплуатации транспорта.

Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.

ПроизводительСредние параметры пробега шины (приближенные цифры), тыс. км
Российский40—45 (легковые),
до 100 (грузовые)
Зарубежный50—55 (легковые),
до 180 (грузовые)

В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.

Вход на сайт

RSS Печать
Рубрика: Бухгалтерский учет Ответов: 391

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

« Первая ← Пред. … След. → Последняя (40) »

Анна (гость) [email protected]
Подскажите, пожалуйста, организация пробрила комплект автомобильных шин и сразу начала их эксплуатацию, как отразить данные операции в бух. учете? Заранее всем благодарна
Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

Татьяна (гость)#2[9885] 27 февраля 2009, 17:48
Д.60 К.51 Оплачены автошины поставщику Д.10 К.60 Поступили на склад новые автошины Д.18 К.60 Отражен НДС по поступившим шинам Д.20,23,26 К.10 Стоимость автошин, поставленных на а/м Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

Елена [e-mail скрыт] Беларусь, Минск

Написал 1805 сообщений Написать личное сообщение Репутация: 103

#3[9892] 27 февраля 2009, 18:10
Автомобильные шины НЕЛЬЗЯ списывать на затраты в момент установки на автомобиль. Необходимо вести карточку учета пробега автошин и нормы. Приобретенные для замены автомобильные шины различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. Приемка шин производится в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290, и Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52 Технические характеристики автомобильных шин, безусловно, важны для водителей, механиков и обслуживающего персонала, бухгалтеров же интересуют их предназначение и особенности эксплуатации. По этим показателям их можно разделить на автошины постоянного использования (всесезонные покрышки) и периодической эксплуатации (зимняя и летняя резина). Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но тем не менее в целях экономии организации нередко «обувают» автомобили во «всесезонку», на которой водители проезжают не одну тысячу километров. После того как пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж или произошло повреждение покрышек, они подлежат замене. Учет шин на складе ведется по количеству, размерам, моделям, маркам резины и стоимости. Учет новых и бывших в употреблении шин организуется обособленно. Рассмотрим особенности бухгалтерского учета замены каждого из указанных видов автомобильных шин. Учет всесезонной резины Стоимость автомобильных шин (покрышка, камера и ободная лента), находящихся на колесах и в запасе при транспортном средстве, поступающих вместе с новым автомобилем (или прицепом), входит в его первоначальную стоимость и учитывается на счете 01 «Основные средства». Стоимость шин, приобретаемых организацией для замены изношенных или испорченных, учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части». При этом Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее — Инструкция № 89), рекомендуется вести учет на этом счете шин, находящихся как в запасе, так и обороте. Поэтому целесообразно вести обособленный учет резины, подлежащей восстановлению и ремонту. Для учета стоимости шин к счету 10-5 в учетной политике организации могут быть предусмотрены субсчета второго и третьего порядка, например: — «Автомобильная резина в запасе» (счет 10-5-3-1); — «Автомобильная резина в обороте» (счет 10-5-3-2); — «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению» (счет 10-5-4). Новые шины, как и любые другие материально-производственные запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При приобретении шин за плату фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат организации (п.25 главы 4 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114). В бухгалтерском учете приобретение автомобильных шин отражается следующим образом Перечислены денежные средства поставщику шин Дт 60 Кт 51 Оприходованы новые автомобильные шины Дт 10.5.1 Кт 60 На сумму НДС от стоимости автомобильных шин Дт 18 Кт 60 Принят к вычету НДС, выставленный поставщиком автомобильных шин Дт 68 Кт 18 на субсчете «Автомобильные шины в обороте» помимо шин, непосредственно находящихся на колесах транспортных средств, учитываются и шины, выданные в запас, а также находящиеся в обороте службы технической эксплуатации и в отведенных местах их хранения. На каждую шину организация заводит карточку учета работы автомобильной шины. Ее форма приведена в приложении 17 к Правилам № 52, которые являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории Республики Беларусь. Карточка заводится на каждую шину, в т.ч. и на те, что были учтены в первоначальной стоимости автомобиля. В нее заносится информация о техническом состоянии шины, пробеге (его показатели должны вноситься ежемесячно), дефектах. При снятии шины с эксплуатации в карточке учета указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, куда направлена покрышка — в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора, в утиль или рекламацию. Порядок заполнения карточки следующий: КАРТОЧКА УЧЕТА работы автомобильной шины (новой, восстановленной, бывшей в эксплуатации — нужное подчеркнуть) Обозначение шины 175 R/6C Модель шины БИ 522 ГОСТ или ТУ на шину ТУРБ 147621133.104-97 Заводской номер 3007БЕЛ 090144 (записываются все цифры и буквы) Норма слойности или индекс грузоподъемности 101/99N Гарантийная/эксплуатационная норма пробега 40 000 Стоимость комплекта шин 78 550 руб. Предприятие — изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие восстановленной шины ОАО «Белшина» Наименование автотранспортного предприятия ОДО «Астра» Модель автомобиля (прицепа), его государственный номер Дата Пробег шины, тыс.км Техни-чес-кое со-стоя-ние шины при уста-новке При-чины сня-тия шины с экс-плуа-тации Подпись водителя установки сня- шины на ходовое или запасное колесо автомобиля тия шины с авто-мо-биля за месяц с на-чала экс-плуа-та-ции ГАЗ КМ 20.04.2008 2 035 2 035 новая Петров Э.Н. Ответственный за учет работы шины Трифан Трифан В.А. Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации Председатель комиссии Иванов Иванов А.П. Члены комиссии Левин Левин О.А. Сидоренко Сидоренко Е.Н. Примечания. 1. Карточка учета заводится на каждую шину, поступившую в автопредприятие с указанием ее стоимости. 2. Заполнение всех граф карточки обязательно. Отражение в учете замены шин В приложении 33 к Правилам № 52 для каждой марки шины установлена эксплуатационная норма пробега одной шины в тысячах километров. Согласно п.132 Правил № 52 владельцам транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешается снижать или повышать нормы пробега шин с учетом условий эксплуатации. Величины снижения или повышения нормы пробега шин устанавливаются приказом руководителя предприятия (владельца транспортных средств). При передаче шин в эксплуатацию формулировка может быть следующей: «для замены изношенной или пришедшей в негодность по другим причинам резины»; «для сезонной смены летней резины на зимнюю или же зимней на летнюю». Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который относится к основным средствам (подп.1.3.13 п.1.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса РБ от 03.06.1998 № 110-Ц). Расходы на поддержание в рабочем состоянии автотранспортных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат согласно п.20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (в редакции постановления Минфина РБ от 29.12.2007 № 207), и подп.2.2.6.2 п.2 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8, Минфином РБ 30.01.1998 № 3 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300. В полной мере это относится и к случаям, связанным с приобретением автомобильных шин и их последующей установкой на автомобиль взамен изношенных. Поэтому в этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи: Отражена передача новых шин для замены изношенных Дт 10-5-3-2 Кт 10-5-3-1 Отражено списание на счета учета затрат стоимости новых шин Дт 20, 26, 44 Кт 10-5-3-2 Учет сезонной резины При достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и снятию с учета. Однако снятие летних шин с автомобиля в начале зимы не влечет вывод их из эксплуатации и сдачу в утиль, если они по техническому состоянию пригодны к дальнейшему использованию. Другими словами, смена сезонных шин не свидетельствует о полном их износе и выбытии. Замена летних шин на зимние и наоборот является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, и назвать это ремонтом нельзя, так как не происходит выбытия изношенных шин. Поэтому данную операцию можно рассматривать как связанную с содержанием автомобиля. Возникает вопрос: каким образом ее учесть? Поскольку в нормативных документах прямо не указаны способы ведения бухгалтерского учета операций по замене сезонных шин, организация вправе самостоятельно разработать порядок учета и закрепить его в учетной политике. Рассмотрим несколько вариантов учета. Первый вариант. По общему правилу по мере отпуска материалов со склада в эксплуатацию они списываются со счетов учета материальных ценностей на счета учета затрат на производство. В бухгалтерском учете стоимость шин, изначально учтенных в составе материалов, списывается на расход единовременно в момент установки и в дальнейшем не подлежит корректировке при смене сезона исходя из фактического времени их эксплуатации до достижения ресурса пробега. Произведена оплата поставщику дт 60 Кт 50 Оприходованы зимние шины дт 10-5 Кт 60 Отражен НДС по новым шинам Дт 18 Кт 60 НДС принят к вычету Дт 68 Кт 18 Списана стоимость шин при установке на автомобиль Дт 20, 26, 44 Кт 10-5-3-2 В данной ситуации возврат летних шин на склад в бухгалтерском учете не отражается, а фиксируется в карточках учета работы автомобильной шины с указанием даты и причины снятия их с автомобиля. Второй вариант. Согласно Инструкции № 89 при возврате подразделениями на склад неиспользованных материалов, ранее списанных в производство, их стоимость необходимо отнести на уменьшение соответствующих затрат. То есть при возврате на склад летних шин по окончании сезона на их стоимость следует уменьшить расходы организации. Снятые шины можно оценить по сложившейся на дату возврата стоимости исходя из цены их возможного использования с учетом данных о фактическом пробеге. Рассмотрим порядок отражения в учете по второму варианту, используя данные предыдущего примера. При этом организацией перед весенне-летним сезоном был приобретен комплект летних шин стоимостью 314 200 руб. (сумма НДС — 56 556 руб.). По окончании сезона шины заменили на зимние. Их пробег за летнее время составил 13 000 км. В соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02 летние шины белорусского производства для автомобиля ГАЗ 33021 с типоразмером 175 R/6C списываются после пробега 40 000 км. Цена возможного использования шин рассчитывается с учетом износа, который определяется исходя из отношения фактического и нормативного пробега. Износ составляет: 13 000 км / 40 000 км х 314 200 руб. = 102 115 руб. Таким образом, цена возможного использования шин составит 212 085 руб. (314 200 руб. — 102 115 руб.). В учете при этом производятся следующие записи: Отражен возврат летних шин на склад (с учетом износа) при замене летнего комплекта на зимний Дт 10-5-3-1 Кт 20, 26, 44 При установке зимних шин на автомобиль их стоимость списана на счета учета затрат Дт 20, 26, 44 Кт 10-5-3-2 Третий вариант. Сезонный характер эксплуатации шин предполагает факт их временного использования. Поскольку Инструкцией № 89 предусмотрен учет переданных в эксплуатацию шин на счете 10 «Материалы», к нему могут быть открыты, например, субсчета 10-5-3-1 «Автомобильные шины в запасе» и 10-5-3-2 «Автомобильные шины в эксплуатации». До достижения нормы эксплуатационного пробега учет шин можно вести с отражением на соответствующих субсчетах. То есть списывать автомобильные шины на счета учета затрат можно после того, как шины достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя. В учете эти операции отражаются следующими записями: Содержание операции Дебет Кредит Отражен возврат летних шин на склад по окончании сезона 10-5-3-1 10-5-3-2 Отражена установка зимних шин на автомобиль 10-5-3-2 10-5-3-1 Списана стоимость летних шин после того, как шины достигли установленного ресурса пробега либо вышли из строя 20, 26, 44 10-5-3-2 Четвертый вариант. Отражая сезонность применения шин, организация может списывать затраты на приобретение шин равномерно в течение периода их эксплуатации на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге шин, производя расчет по формуле: сумма затрат = стоимость шин / норматив пробега х фактический пробег за отчетный период. Например, в мае пробег составил 2 035 км. В бухгалтерской справке будет отражен следующий расчет: 314 200 руб. х 2 035 км / 40 000 км = 15 985 руб., и в течение сезона на последнее число каждого месяца часть стоимости шин будет списываться на счета учета затрат. В учете будет отражено: — на дату установки шин на автомобиль (например, на 1 мая 2008 г.): Содержание операции Дебет Кредит Отражена установка летних шин на автомобиль 10-5-3-2 10-5-3-1 — на 31 мая 2008 г.: Содержание операции Дебет Кредит Перенесена на затраты стоимость шин на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге шин (и т.д. до окончания сезона в сумме, определяемой по указанной выше формуле) 20, 26, 44 10-5-3-2 — при замене шин по окончании сезона (например, 15 ноября): Содержание операции Дебет Кредит На оставшуюся стоимость шин (при списании на затраты суммы, рассчитанной в течение периода их эксплуатации на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге) 10-5-3-1 10-5-3-2 Учет изношенной резины Определение технического состояния шин, подлежащих списанию, производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации. Комиссия устанавливает возможность их восстановления или полную непригодность. По преждевременно выбывшим шинам комиссии также необходимо установить причины и виновных в этом лиц. Как было сказано выше, на каждую предъявляемую к списанию автошину должна быть полностью заполнена карточка учета работы. Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин содержатся в приложении 33 к Правилам № 52. После достижения пробега автомобильных шин нормативной величины они подлежат замене в обязательном порядке в целях безопасности дорожного движения. Однако преждевременный износ шин также не допускается. Автомобильные шины, снятые с транспортных средств в связи с непригодностью, но которые могут быть отремонтированы или восстановлены, передаются на склад. При этом они оцениваются по цене возможного применения и учитываются на субсчете 10-5-3-3 «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению». При передаче шин для восстановления их стоимость переносится на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Полученные восстановленные шины принимаются к учету по общей стоимости, включая и расходы на их восстановление. В учете эти операции отражаются следующими записями: Содержание операции Дебет Кредит Отражена стоимость шин, подлежащих восстановлению 10-5-4 20, 23, 25, 26, 44 Отражена передача шин для восстановления 10-7 10-5-4 Отражена стоимость работ по восстановлению шин 10-7 60 На сумму НДС от стоимости работ 18 60 Восстановленные шины оприходованы на склад 10-5-3-1 10-7 Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

Andrej [e-mail скрыт] Беларусь, Минск

Написал 218 сообщений Написать личное сообщение Репутация:

#4[9894] 27 февраля 2009, 18:13
одновременно с проводкой (.20,23,26 К.10 Стоимость автошин, поставленных на а/м) на каждую шину заводится карточка учёта работы автомобильной шины. В эту карточку ежемесячно вносятся данные о пробеге автомобиля. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

Andrej [e-mail скрыт] Беларусь, Минск

Написал 218 сообщений Написать личное сообщение Репутация:

#5[9898] 27 февраля 2009, 18:23
В процессе использования объектов основных средств возникают затраты, которые направлены на поддержание основных средств в рабочем состоянии. К таким затратам относятся расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 N 118). К ремонтным работам согласно приложению 8 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001 N 187/110/96/18, относятся работы по восстановлению основных физико-технических и эстетических показателей, потребительских качеств объекта, утраченных в процессе эксплуатации, при этом конструкция и комплектация объекта остается без изменений. Согласно подп. 2.2.6.2 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26.01.1998 N 19-12/397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30.01.1998 N 01-21/8, Министерством финансов Республики Беларусь 30.01.1998 N 3, Министерством труда Республики Беларусь 30.01.1998 N 03-02-07/300 (далее — Основные положения), затраты по поддержанию основных средств, используемых в предпринимательской деятельности в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов), относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
Стоимость шин, установленных на автомобили, участвующие в предпринимательской деятельности, взамен изношенных списывается на
себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты по проведению ремонта основных средств
. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

Ярослава [e-mail скрыт] Беларусь, Минск

Написал 1116 сообщений Написать личное сообщение Репутация:

#6[42997] 23 октября 2009, 16:21
Я согласна с андреем ревизор сама лично объяснила, что нужно списывать стоимость шин, а на учет ставить в количественном выражении, заволить катрочки, ну а далее Вы в курсе. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

Руководитель-это значит не мешать хорошим людям работать. П.Капица
Juli [e-mail скрыт] Беларусь

Написал 636 сообщений Написать личное сообщение Репутация:

#7[76300] 16 января 2010, 17:02
т.е. я в этотм месяце купила шины и сразу положила их на затраты? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

Ярослава [e-mail скрыт] Беларусь, Минск

Написал 1116 сообщений Написать личное сообщение Репутация:

#8[76326] 16 января 2010, 17:50
Dct

Juli писал(а):

т.е. я в этотм месяце купила шины и сразу положила их на затраты?

Все верно, но с учетом того, что они поставлены на автомобиль, ведь они могут еще пролежать на складе.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

Руководитель-это значит не мешать хорошим людям работать. П.Капица
Juli [e-mail скрыт] Беларусь

Написал 636 сообщений Написать личное сообщение Репутация:

#9[76337] 16 января 2010, 18:22

Бронси писал(а):

Dct

Juli писал(а):

т.е. я в этотм месяце купила шины и сразу положила их на затраты?

Все верно, но с учетом того, что они поставлены на автомобиль, ведь они могут еще пролежать на складе. Спасибо большое. Я в принципе так и делал, но начиталась про списание по пробегу и уже испугалась, т.к. уже давно так шины списываю.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

Juli [e-mail скрыт] Беларусь

Написал 636 сообщений Написать личное сообщение Репутация:

#10[76345] 16 января 2010, 18:45
извините за надоедливость. Но такая ситуация сложилась Машина на договоре б/п, я поменяла ей шины в прошлом месяце, в этом ложу на затраты. а машина попала в аварию. как мне это правильно списать? Машину восстанавливать не будем (получается договор б/п автоматически прекращает действовать или надо доп.соглашение) Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления…

« Первая ← Пред. … След. → Последняя (40) »

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Учет износа и замены автомобильных шин

Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.

Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.

Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).

Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке

ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.

Название операцииБухгалтерские контировки
Оприходование запчастей автотранспорта на складское помещениеДТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»,
КТ 60.

Материалы или основные средства?

Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.

Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н[3]). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).

Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н[4]).

Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.

Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей

Среднестатистический срок жизни автошин — около 5-10 лет в зависимости от сезона их использования.

В России из-за посредственного состояния автодорог данный показатель на практике значительно ниже. Рекомендуется менять авторезину каждые 3-4 года эксплуатации.


Износ авторезины до цифр

Износ автошин возможно вычислить:

  • По индикаторам на протекторе — при истирании протектора до этого уровня шины требуют срочной замены.
  • На поверхности покрышек могут быть нанесены цифры, определяющие уровень износа. В зависимости от цифры можно определить, требуется ли замена.
  • При помощи замера протектора глубиномером.

Обратите внимание!

Также на средний пробег покрышек могут влиять погодные и дорожные факторы.

Первичная документация

Учет производится на основании межотраслевой формы первички по МПЗ, утвержденной Постановлением Госкомстата №71а от 30 октября 1997 года. Это приходный ордер, составляемый по форме №М-4, специальная карта, составляемая по форме №М-8. Фирма может разрабатывать собственные формы. Однако они должны соответствовать положениям статьи 9 Закона о бухучете №402. Если фирма разработала свои формы, это должно быть отражено в учетной политике.

Потребуется карточка учета. В ней прописывается состояние шины: основные характеристики, дефекты, описание повреждений. Если элементы уже были в эксплуатации, нужно указать имеющийся пробег. Нужно также прописать заводской номер, дату замены, дату демонтажа.

При утилизации комплектующих необходимо оформить карточку учета и акт на списание. Последняя бумага оформляется на основании решения комиссии. В акте нужно указать дефект, который не подлежит ремонту. К примеру, это может быть разрыв.

Наиболее существенные значения для учета:

  • Число шин.
  • Их модель и марка.
  • Стоимость.

Учет элементов разного типа (летние, зимние) осуществляется раздельно. Рекомендуется раздельно учитывать также новые и б/у шины.

Оценка срока использования автомобильной резины — верить ли производителю

В большинстве случаев производитель, указывая срок использования авторезины в сезонах или километрах пробега, предоставляет гарантию на данные контрольные цифры. В таких случаях эта информация о сроке является с большей долей вероятности достоверной, так как при преждевременном износе резины производитель обязуется предоставить новый комплект или вернуть деньги. Действует данное правило только в случае с оригинальными автопокрышками. Во-первых, производитель не несет никакой ответственности, если шины были куплены не у официального дилера, а, во-вторых, реплики отличаются повышенным износом. Их показатели износоустойчивости к показателям оригинальных моделей не имеют никакого отношения.


Износ авторезины до меток

Пробег шины до списания согласно технических регламентов Минтранса


Место поражения на боковине шины
Согласно нормам Минтранса России, запрещается эксплуатация ТС при наличии тех видов технических неисправностей, которые создают угрозу безопасности на дорогах. Среди таковых имеются неисправности, относящиеся непосредственно к автопокрышкам:

  • величина остаточной высоты рисунка протектора автошин легковых машин меньше 1,6 мм, а у грузовых машин — 1 мм, автошин на автобусах — 2 мм, шин на мотоциклах и мопедах — 0,8 мм;
  • внешние повреждения автошин — такие как пробои или разрывы, повреждения, которые обнажают корд, вызывают расслоение каркаса или отслоение протектора шины и ее боковины.

Эти повреждения являются полным основанием для процесса выведения из эксплуатации автошин и установки взамен новых автопокрышек.

Как видно, нормы пробега автошин для списания четко регламентированы и ими можно руководствоваться при расчете срока пользования шинами на собственном авто и при обслуживании автопарка организации. Благодаря нормам износа автомобильных шин можно прогнозировать износ и покупку автопокрышек по времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]