Принципы бухгалтерского учета автошин
Основными параметрами учета являются: (нажмите для раскрытия)
- их количество;
- модель;
- марка резины;
- стоимость;
- размер.
Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).
Название операции | Бухгалтерские контировки |
Покупка шины для автотранспорта | ДТ 60, КТ 51 (перечисление денег за покупку), ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям), ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара), ДТ 68, КТ 19 (НДС к вычету) |
Ввод шины в пользование | ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Автошины в подотчете»), КТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины» |
Списание автомобильной шины по причине выхода ее из строя | ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Запчасти», «Автошины в подотчете» |
Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти».
uchet_shin_v_buhgalterskom_uchete.jpg
Похожие публикации
Как и любой актив компании из блока производственных запасов, автошины учитываются по имеющимся параметрам: модели, марке, размеру. Но их использование предусматривает гораздо больший спектр операций, чем просто списание в производство. Рассмотрим, как обеспечить грамотный учет автомобильных шин в бухгалтерском учете.
Налоговый учет автошин
При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:
- ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
- ст. 260 (реставрация основных средств);
- ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).
Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.
Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.
Списание автошин, пришедших в негодность.
Списание автомобильных шин может происходить в случае недопустимости их дальнейшего использования в соответствии с действующими нормативами эксплуатации транспорта (превышение допустимой глубины протектора, наличие порезов, других повреждений и т. д.).
В результате проведения работ по замене пришедших в негодность шин, оформленных соответствующим актом приема-сдачи, отражается выбытие шин с забалансового счета 09 (абз. 3 п. 349 Инструкции № 157н). Решение о списании шин принимается постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.
Сама процедура списания может быть оформлена актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Соответствующий документ устанавливается в учетной политике учреждения.
В последующем не пригодные для дальнейшего использования шины подлежат утилизации специализированной организацией. До момента утилизации указанные комплектующие учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» по стоимости, отраженной в документе о списании, либо в условной оценке: 1 шина – 1 руб. (п. 335 Инструкции № 157н).
Оприходование не пригодных для дальнейшей эксплуатации шин производится по оценочной стоимости на дату принятия их к учету (п. 106 Инструкции № 157н).
Указанные операции отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями:
Казенное учреждение (Инструкция № 162н) | Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н) | Автономное учреждение (Инструкция № 183н) | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Списаны непригодные автошины с забалансового учета | |||||
Забалансовый счет 09 | Забалансовый счет 09 | Забалансовый счет 09 | |||
Приняты списанные автошины к забалансовому учету (до момента утилизации) | |||||
Забалансовый счет 02 | Забалансовый счет 02 | Забалансовый счет 02 | |||
Списаны автошины с забалансового учета | |||||
Забалансовый счет 02 | Забалансовый счет 02 | Забалансовый счет 02 | |||
Оприходованы непригодные автошины по оценочной стоимости | |||||
1 105 36 340 | 1 401 10 189 | 0 105 36 340 | 0 401 10 189 | 0 105 36 000 | 0 401 10 189 |
Переданы автошины на утилизацию | |||||
1 401 10 172 | 1 105 36 440 | 2 401 10 172 | 2 105 36 440 | 2 401 10 172 | 2 105 36 000 |
Начислен доход от утилизации непригодных автошин | |||||
1 205 74 560* | 1 401 10 172 | 2 209 89 560 | 2 401 10 172 | 2 209 89 000 | 2 401 10 172 |
* Учреждение вправе предусмотреть в учетной политике применение счета 1 209 89 000.
Обращаем ваше внимание, что утилизация пришедших в негодность шин является одним из видов приносящей доход деятельности, которую казенные учреждения могут осуществлять, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).
Что касается бюджетных и автономных учреждений, то они вправе заниматься иными видами деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и данные виды деятельности соответствуют названным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ).
Средства, полученные от подобной деятельности, казенные учреждения обязаны направлять в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ). А вот бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона № 174‑ФЗ).
Бюджетное учреждение культуры списало с забалансового учета пришедшие в негодность автомобильные шины в количестве 4 шт. на сумму 6 000 руб. В рамках заключенного со специализированной организацией договора эти шины были переданы на утилизацию. Стоимость утилизированных шин равна их текущей оценочной стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения в размере 1 200 руб.
В бухгалтерском учете отражены следующие корреспонденции счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Списаны непригодные автошины с забалансового учета | Забалансовый счет 09 | 6 000 | Бухгалтерская справка (ф. 0504833) | |
Приняты списанные автошины к забалансовому учету (до момента утилизации) | Забалансовый счет 02 | 4* | Бухгалтерская справка (ф. 0504833) | |
Списаны автошины с забалансового учета | Забалансовый счет 02 | 4* | Акт об утилизации | |
Оприходованы непригодные автошины по оценочной стоимости | 2 105 36 340 | 2 401 10 189 | 1 200 | Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) |
Переданы автошины на утилизацию | 2 401 10 172 | 2 105 36 440 | 1 200 | Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) |
Начислен доход от утилизации непригодных автошин | 2 209 89 560 | 2 401 10 172 | 1 200 | Договор, бухгалтерская справка (ф. 0504833) |
* Исходим из условия, что учетной политикой учреждения предусмотрено принятие на забалансовый счет 02 комплектующих к автомобилю до момента их утилизации в условной оценке: 1 объект – 1 руб.
Учетная документация по работе автошин
Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную).
Основное назначение учетной карточки — оформление движения шин в пользовании со времени их сборки до полного выхода из строя. В карточке указывается следующая информация: (нажмите для раскрытия)
- дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
- техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
- пробег (предыдущий — для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц — для всех видов шин);
- дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
- время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).
Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.
Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию. После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство.
Организация учетного процесса.
В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:
- формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
- порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
- перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.
При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:
- Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
- Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.
Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.
Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.
Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.
Норма эксплуатационного пробега для списания
Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.
Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:
- заводского изготовителя;
- по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
- опыт организации по эксплуатации транспорта.
Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.
Производитель | Средние параметры пробега шины (приближенные цифры), тыс. км |
Российский | 40—45 (легковые), до 100 (грузовые) |
Зарубежный | 50—55 (легковые), до 180 (грузовые) |
В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.
Вход на сайт
RSS Печать
Рубрика: Бухгалтерский учет Ответов: 391
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
« Первая ← Пред. … След. → Последняя (40) »
Анна (гость) [email protected] | |
Подскажите, пожалуйста, организация пробрила комплект автомобильных шин и сразу начала их эксплуатацию, как отразить данные операции в бух. учете? Заранее всем благодарна | |
Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… |
Татьяна (гость) | #2[9885] 27 февраля 2009, 17:48 |
Идет отправка уведомления…
Елена [e-mail скрыт] Беларусь, Минск Написал 1805 сообщений Написать личное сообщение Репутация: 103 | #3[9892] 27 февраля 2009, 18:10 |
Идет отправка уведомления…
Andrej [e-mail скрыт] Беларусь, Минск Написал 218 сообщений Написать личное сообщение Репутация: | #4[9894] 27 февраля 2009, 18:13 |
Идет отправка уведомления…
Andrej [e-mail скрыт] Беларусь, Минск Написал 218 сообщений Написать личное сообщение Репутация: | #5[9898] 27 февраля 2009, 18:23 |
Стоимость шин, установленных на автомобили, участвующие в предпринимательской деятельности, взамен изношенных списывается на
себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты по проведению ремонта основных средств
.
Идет отправка уведомления…
Ярослава [e-mail скрыт] Беларусь, Минск Написал 1116 сообщений Написать личное сообщение Репутация: | #6[42997] 23 октября 2009, 16:21 |
Идет отправка уведомления…
Juli [e-mail скрыт] Беларусь Написал 636 сообщений Написать личное сообщение Репутация: | #7[76300] 16 января 2010, 17:02 |
Идет отправка уведомления…
Ярослава [e-mail скрыт] Беларусь, Минск Написал 1116 сообщений Написать личное сообщение Репутация: | #8[76326] 16 января 2010, 17:50 |
Juli писал(а):
т.е. я в этотм месяце купила шины и сразу положила их на затраты?
Все верно, но с учетом того, что они поставлены на автомобиль, ведь они могут еще пролежать на складе.
Идет отправка уведомления…
Juli [e-mail скрыт] Беларусь Написал 636 сообщений Написать личное сообщение Репутация: | #9[76337] 16 января 2010, 18:22 |
Бронси писал(а):
Dct
Juli писал(а):
т.е. я в этотм месяце купила шины и сразу положила их на затраты?
Все верно, но с учетом того, что они поставлены на автомобиль, ведь они могут еще пролежать на складе. Спасибо большое. Я в принципе так и делал, но начиталась про списание по пробегу и уже испугалась, т.к. уже давно так шины списываю.
Идет отправка уведомления…
Juli [e-mail скрыт] Беларусь Написал 636 сообщений Написать личное сообщение Репутация: | #10[76345] 16 января 2010, 18:45 |
Идет отправка уведомления…
« Первая ← Пред. … След. → Последняя (40) »
Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.
Учет износа и замены автомобильных шин
Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.
Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.
Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).
Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».
По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».
Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке
ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.
Название операции | Бухгалтерские контировки |
Оприходование запчастей автотранспорта на складское помещение | ДТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины», КТ 60. |
Материалы или основные средства?
Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н[3]). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).
Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н[4]).
Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.
Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей
Среднестатистический срок жизни автошин — около 5-10 лет в зависимости от сезона их использования.
В России из-за посредственного состояния автодорог данный показатель на практике значительно ниже. Рекомендуется менять авторезину каждые 3-4 года эксплуатации.
Износ авторезины до цифр
Износ автошин возможно вычислить:
- По индикаторам на протекторе — при истирании протектора до этого уровня шины требуют срочной замены.
- На поверхности покрышек могут быть нанесены цифры, определяющие уровень износа. В зависимости от цифры можно определить, требуется ли замена.
- При помощи замера протектора глубиномером.
Обратите внимание!
Также на средний пробег покрышек могут влиять погодные и дорожные факторы.
Первичная документация
Учет производится на основании межотраслевой формы первички по МПЗ, утвержденной Постановлением Госкомстата №71а от 30 октября 1997 года. Это приходный ордер, составляемый по форме №М-4, специальная карта, составляемая по форме №М-8. Фирма может разрабатывать собственные формы. Однако они должны соответствовать положениям статьи 9 Закона о бухучете №402. Если фирма разработала свои формы, это должно быть отражено в учетной политике.
Потребуется карточка учета. В ней прописывается состояние шины: основные характеристики, дефекты, описание повреждений. Если элементы уже были в эксплуатации, нужно указать имеющийся пробег. Нужно также прописать заводской номер, дату замены, дату демонтажа.
При утилизации комплектующих необходимо оформить карточку учета и акт на списание. Последняя бумага оформляется на основании решения комиссии. В акте нужно указать дефект, который не подлежит ремонту. К примеру, это может быть разрыв.
Наиболее существенные значения для учета:
- Число шин.
- Их модель и марка.
- Стоимость.
Учет элементов разного типа (летние, зимние) осуществляется раздельно. Рекомендуется раздельно учитывать также новые и б/у шины.
Оценка срока использования автомобильной резины — верить ли производителю
В большинстве случаев производитель, указывая срок использования авторезины в сезонах или километрах пробега, предоставляет гарантию на данные контрольные цифры. В таких случаях эта информация о сроке является с большей долей вероятности достоверной, так как при преждевременном износе резины производитель обязуется предоставить новый комплект или вернуть деньги. Действует данное правило только в случае с оригинальными автопокрышками. Во-первых, производитель не несет никакой ответственности, если шины были куплены не у официального дилера, а, во-вторых, реплики отличаются повышенным износом. Их показатели износоустойчивости к показателям оригинальных моделей не имеют никакого отношения.
Износ авторезины до меток
Пробег шины до списания согласно технических регламентов Минтранса
Место поражения на боковине шины
Согласно нормам Минтранса России, запрещается эксплуатация ТС при наличии тех видов технических неисправностей, которые создают угрозу безопасности на дорогах. Среди таковых имеются неисправности, относящиеся непосредственно к автопокрышкам:
- величина остаточной высоты рисунка протектора автошин легковых машин меньше 1,6 мм, а у грузовых машин — 1 мм, автошин на автобусах — 2 мм, шин на мотоциклах и мопедах — 0,8 мм;
- внешние повреждения автошин — такие как пробои или разрывы, повреждения, которые обнажают корд, вызывают расслоение каркаса или отслоение протектора шины и ее боковины.
Эти повреждения являются полным основанием для процесса выведения из эксплуатации автошин и установки взамен новых автопокрышек.
Как видно, нормы пробега автошин для списания четко регламентированы и ими можно руководствоваться при расчете срока пользования шинами на собственном авто и при обслуживании автопарка организации. Благодаря нормам износа автомобильных шин можно прогнозировать износ и покупку автопокрышек по времени.