Что можно отнести к транспортным расходам?
Их можно разделить на 3 основных группы:
- Расходы на доставку приобретенного имущества. Когда вы приобретаете сырье или товары у сторонних компаний и заказываете их доставку до склада или офиса.
- Расходы на доставку покупателям товаров и продукции. Когда необходимо организовать доставку предлагаемой вами продукции.
- Расходы на обслуживание автопарка. Сюда входит содержание собственных транспортных средств, их обслуживание, ремонт, а также оплата арендованных автомобилей.
Учет транспортных расходов организации помогает оптимизировать расходы в целом. К примеру, для некоторых видов деятельности со временем может оказаться, что оплата аренды ТС или услуг транспортных компаний будет гораздо более выгодным, чем содержание собственного парка.
Особенности внутренних расходов транспортного парка
Затраты на вознаграждение включают вознаграждение в денежном и натуральном эквиваленте, которое получают работники вне зависимости от формы занятости. Социальное обеспечение и обязательные взносы, например, пенсионный фонд или фонд обязательного страхования, рассчитываются как процент от оплаты труда сотрудника.
Следующая статья расходов — это налоги и сборы, в которые такие компоненты, как: налог на имущество, налог на транспортные средства, сборы за лицензии.
Прочие расходы относятся к различным статьям, расходы на которые заложены в транспортной компании, такие как: страхование имущества, расходы на проживание, командировки. С точки зрения финансовых бизнес-операций расходы предприятия делятся на постоянные и переменные.
К постоянным расходам относят амортизации, арендную плату, налог на имущество, заработную плату административного персонала. Их характерной особенностью является снижение удельных постоянных затрат вместе с увеличением объёма оказываемых услуг. Данная группа расходов свойственна для всех компаний вне зависимости от сферы деятельности. Особенностью расходов транспортного предприятия являются следующие переменные затраты:
- стоимость факторов производства;
- объём перевозимого груза или количество человек;
- обеспечение расходов в процессе перевозки грузов или пассажиров;
- обслуживание автотранспортных средств.
Объём переменных расходов растёт с увеличением количества тонн перевозимого груза и увеличением протяжённости маршрута. Например, увеличение количества пассажиров приводит к повышению затрат на их обработку в терминалах аэропорта. В свою очередь, увеличение скорости транспортировки или увеличение расстояния перевозки грузов становится следствием роста затрат на топливо.
Сумма постоянных и переменных затрат — это общая стоимость транспортной компании. Она рассчитывается по отношению ко всему предприятию или конкретной услуге. Затраты на единицу продукции означают пересчет общих затрат на единицу. Это может быть 1 тонна перевозимого груза, или перевозка одного пассажира, один тонно-километр перевозимого груза или рабочее время подвижного состава.
Расчет транспортных расходов
Рассмотрим, как производится расчет каждого типа расходов.
Расходы на доставку приобретенного имущества
В данном случае расходы носят характер прямых и на себестоимость товаров не списываются в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующей формуле:
Расходы на доставку товаров покупателям
Характер расходов определяется в зависимости от типа компании:
- Производственная компания учитывает расходы на доставку в качестве материальных расходов. Так как они не указаны в перечне прямых расходов, их можно принимать в качестве косвенных.
- Торговая компания учитывает расходы на доставку как косвенные.
Любая компания обязана оформлять товарную и товарно-транспортную накладную при доставке!
Расходы на содержание транспорта
Существует несколько видов расходов на содержание транспорта:
- на ГСМ;
- на ремонт и покупку комплектующих;
- на страховку;
- на парковку;
- на штрафы ГИБДД.
Рассмотрим особенности каждого пункта.
Траты на топливо необходимо относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Однако, существуют и некоторые исключения. Согласно письму Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 компания может учитывать их как прямые расходы. Например, в случае, если на вашем транспортном средстве производится доставка продукции покупателям, вы можете учитывать траты на топливо и прочие горюче-смазочные материалы (далее ГСМ) как материальные расходы.
Не забывайте! Для того чтобы правильно списывать расходы на ГСМ, необходимо заполнять путевой лист.
Покупку запчастей и ремонт относите к косвенным расходам и полностью списывайте в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены. Помните, что траты при этом должны быть полностью экономически оправданными. Оптимизация автомобиля для повышения эффективности эксплуатации — это одно, а вот дорогостоящий тюнинг налоговая уже не одобрит.
Что касается страховки, то ОСАГО является обязательной, расходы на нее относятся к косвенным тратам и учитываться должны в составе прочих расходов компании равными суммами в течение срока действия договора. Также к прочим расходам относится и КАСКО, но данный полис приобретается уже по усмотрению руководителя компании.
При УСН вы не имеете права учитывать в расходах КАСКО! Только обязательное страхование.
Платную парковку учитывайте в качестве косвенных расходов. Основанием для списания затрат послужит парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если вы заключили договор долгосрочной аренды места.
Увы, расходы на штрафы ГИБДД и административные штрафы вы не имеете права списывать в любом случае!
Составление смет в расценках: ФЕР, ТЕР, ТСН, НЦС
Транспортные расходы (затраты) — одна из важнейших статей затрат в учете любой строительной компании, поэтому необходимо не только определять, но и уметь их обосновать документально или нормативно в сметах. Понимая, что данные расходы учитывают в себе все издержки транспортной организации, связанные с организацией доставки груза от производителя (поставщика) к конечному покупателю (застройщику), то документы, подтверждающие данные расходы, являются самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям оформления.
Для того, чтобы обосновать в сметах транспортные затраты необходимо знать следущее:
- Расстояние перевозки груза от склада завода-изготовителя до приобъектного склада;
- Способ учёта стоимости груза в смете по нормативной сметной базе и в текущем уровне цен;
- Вид грузового транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный и т.д.);
- Тип груза (оборудование, материал, сыпучий груз, объёмная конструкция, мусор и т.д.);
- Вес груза, отдельно с разбивкой на классы.
1. Расстояние перевозки груза от склада завода-изготовителя до приобъектного склада
Прежде всего необходимо понимать термин «франко» цены, он означает до какого пункта стоимостью товара учтена его доставка. Примеры цены:
- «франко — завод-изготовитель или склад» — покупатель получает товар непосредственно на заводе или складе поставщика;
- «франко — вагон или франко — железнодорожная станция отправления» — покупатель получает товар на станции отправления, погруженным в вагон;
- «франко — порт отправления или франко — вдоль борта судна» — покупатель получает товар в порту отправления, выгруженным на причале перед судном;
- «франко — судно порт назначения» — покупатель получает товар в порту назначения;
- «франко — судно порт назначения и страхование» — покупатель получает товар в порту назначения, включая страховку от риска гибели или порчи при перевозке;
- «франко — склад потребителя или приобъектный склад» — покупатель получает товар у себя на складе (приобъектный).
! Примечание: все расходы по доставке материалов (оборудования) до приобъектного склада относятся соответственно на стоимость материалов (оборудования).
Как правило в сметах учитывается расстояние перевозки автомобильным транспортом до 200 километров, если свыше, то целесообразно использовать железнодорожный транспорт. Возможно, учитывать автомобильные перевозки свыше 200 километров в сметах при согласовании с заказчиком, например в случае отсутствия железной дороги.
! Важно.При определении расстояния перевозки грузов за неполные 0,5 километра – расстояние не учитывается, а расстояние 0,5 километров и более считается как полный километр (данное разъяснение содержат технические части соответствующих сборников сметных цен на перевозку грузов).
2. Способ учёта стоимости груза в смете по нормативной сметной базе и в текущем уровне цен
В зависимости от способа учёта стоимости в смете по нормативной сметной базе или в текущем уровне цен грузов зависит способ учёта затрат на их доставку до приобъектного склада.
Стоимость оборудования как правило учитывается в текущем уровне цен, согласно действующих прайс – листов или коммерческих предложений поставщиков или с помощью открытых источников (интернет страницы). Согласно действующей методике определения стоимости на территории Российской Федерации лимит средств транспортных расходов оборудования составляет в пределах до 6 % от цены «франко — завод-изготовитель или склад» до «франко — склад потребителя или приобъектный склад».
Транспортные расходы материальных ресурсов зависят от способа их учёта стоимости в смете:
1. При определении стоимости материальных ресурсов по сборникам сметных цен, нужно иметь в виду, что данными нормативами уже учтена перевозка грузов до приобъектного склада. А стоимость доставки от приобъектного склада до рабочей зоны учтена учитывается в составе элементных сметных норм (расценок) на строительно-монтажные работы, а также в составе ресурсных сметных нормативов.
- Так например:
- Сметными нормативами ТСНБ (стоимость материальных ресурсов, применяемых в строительстве Московской области) учтены транспортные затраты на расстояние до 30 километров (см. п.3 технической части ТССЦ 81-01-2001).
- Сметными нормативами ФССЦ (Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве) транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто (см. п.4 технической части).
В случае необходимости доставки материальных ресурсов на расстояния свыше 30 километров следует учесть разницу за вычетом учтённого сметным нормативом расстояния и далее с использованием сметных нормативов на перевозку грузов согласно полученного расстояния определить транспортные затраты.
Пример расчёта: расстояние от склада поставщика до приобъектного склада 65 км., значит следует учесть дополнительно доставку материалов на 65 – 30 = 35 километров.
! Важно. При разработке транспортной схемы необходимо заранее согласовать её с заказчиком, учитывая наиболее экономические и целесообразные схемы (маршруты) для снабжения строящегося объекта оборудованием и материалами, учитывая класс груза (информация ниже по тексту). В данной схеме указывается не только место нахождение поставщика (продавца, завода-изготовителя), но и расстояния перевозки.
2. При определении стоимости материальных ресурсов в текущем уровне цен, согласно действующих прайс – листов или коммерческих предложений поставщиков или с помощью открытых источников (интернет страницы), то в этом случае расценками предусматривается фактическое расстояние транспортировки грузов.
! Важно. Следует иметь в виду, что поставщики (продавцы) иногда в стоимость материалов уже закладывают затраты по их доставке, в этом случае для исключения задвоения стоимости обращать на это внимание!
3. Вид грузового транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный и т.д.)
Сметные нормативы используемые и утвержденные в Российской федерации имеют как правило в своём составе сметные цены (расценки) на перевозку грузов часто используемым автомобильным транспортом и принимаются в сметных расчётах в зависимости от типа автомобильного транспорта, класса груза и расстояния перевозки.
Затраты на перевозку грузов иными видами транспорта (железнодорожный, речной, морской, воздушный и т.д.) учитываются на основании отдельного расчёта согласно тарифам переводчика. Данная схема доставки должна быть обоснована проектом организации строительства (ПОС) или согласована заказчиком.
! Важно. Следует обращать особое внимание при данной доставки на «франко», поскольку зачастую может потребоваться дополнительно учесть затраты на погрузо-разгрузочные работы или дополнительный транспорт.
4 Тип груза (оборудование, материал, сыпучий, объёмная конструкция, мусор и т.д.)
Рассмотрим наиболее распространённый транспорт – автомобильные перевозки, учитываемый по соответствующим нормативным сборникам, внесённых в федеральный реестр сметных цен.
В зависимости от типа и веса груза подбираются соответствующие расценки:
- для перевозки оборудования и материалов принимаются расценки перевозки бортовым автомобилем;
- для перевозки сыпучих грузов (песок, щебень, ПГС, грунт и т.д.), а также строительного мусора принимаются расценки перевозки автомобилями-самосвалами;
! Важно. Расценки по перевозке сыпучих материалов из карьера принимаются, когда выполняется условие обеспечения выполнения погрузочно-разгрузочных работ в пределах нормы времени, установленной для автомобилей-самосвалов, работающих в карьерах, которая составляет 0,2 минуты на одну тонну груза (данное время погрузки могут обеспечить погрузочные механизмы с ковшом большой вместимостью). В остальных случаях принимаются в сметах расценки на перевозку сыпучих материалов автомобилями-самосвалами, работающими вне карьеров.
- для перевозки объёмных конструкций (строительных машин) возможно использовать расценки на перевозку бортовым автомобилем, но следует учесть дополнительно затраты на машину сопровождения государственной автомобильной инспекции по государственным утвержденным тарифам;
5 Вес груза, отдельно с разбивкой на классы
Перевозку материальных ресурсов в сметах следует учитывать по соответствующим расценкам при определении транспортных расходов (затрат), которые мы уже рассмотрели выше, в качестве объема следует указывать вес перевозимого груза в тоннах.
Определения веса различных строительных материалов процесс весьма хлопотный поскольку следует пользоваться технической информацией о весе 1 м2, о весе 1 м3 конструкции, плотности материалов, толщине и т.п.
Плотность стройматериалов по данным СНиП II-3-79:
Материал | Плотность, кг/м3 | |
Бетон | Железобетон | 2500 |
Бетон на гравии или щебне из природного камня | 2400 | |
Туфобетон | 120-1600* | |
Пемзобетон | 800-1600* | |
Бетон на вулканическом шлаке | 800-1600* | |
Керамзитобетон на керамзитовом песке и керамзитопенобетон | 500-1800* | |
Керамзитобетон на кварцевом песке с поризацией | 800-1200* | |
Керамзитобетон на перлитовом песке | 800-1000* | |
Шунгизитобетон | 100-1400* | |
Перлитобетон | 600-1200* | |
Шлакопемзобетон (термозитобетон) | 1000-1800* | |
Шлакопемзопено и шлакопемзогазобетон | 800-1600* | |
Бетон на доменных гранулированных шлаках | 1200-1800* | |
Аглопоритобетоны на топливных (котельных) шлаках | 1000-1800* | |
Бетон на зольном гравии | 1000-1400* | |
Вермикулитобетон | 300-800* | |
Газо-и пенобетон газо-и пеносиликат | 300-1000* | |
Газо-и пенозолобетон | 800-1200* | |
Растворы | Цементнопесчаный | 1800 |
Сложный (песок, известь, цемент) | 1700 | |
Известковопесчаный | 1600 | |
Цементношлаковый | 1400 | |
Цементноперлитовый | 1000 | |
Гипсоперлитовый | 600 | |
Поризованный гипсоперлитовый | 500 | |
Плиты из гипса | 1000-1200* | |
Листы гипсовые обшивочные (сухая штукатурка) | 800 | |
Кирпичная кладка | Глиняного обыкновенного (ГОСТ 530-80) на цементнопесчаном растворе | 1800 |
Глиняного обыкновенного на цементношлаковом растворе | 1700 | |
Глиняного обыкновенного на цементноперлитовом растворе | 1600 | |
Силикатного (ГОСТ 379-79) на цементнопесчаном растворе | 1800 | |
Трепельного (ГОСТ 648-73) на цементнопесчаном растворе | 1200 | |
Шлакового на цементнопесчаном растворе | 1500 | |
Керамического плотностью 1400 кг/м3 (брутто) на цементнопесчаном растворе | 1600 | |
Керамического пустотного плотностью 1300 кг/м3 (брутто) на цементнопесчаном растворе | 1400 | |
Керамического пустотного плотностью 1000 кг/м3 (брутто) на цементнопесчаном растворе | 1200 | |
Силикатного одиннадцатипустотного на цементнопесчаном растворе | 1500 | |
Силикатного четырнадцатипустотного на цементнопесчаном растворе | 1400 | |
Камень | Гранит, гнейс и базальт | 2800 |
Мрамор | 2800 | |
Известняк | 1400-2000 | |
Туф | 1000-2000 | |
Дерево и др.природныематериалы | Сосна и ель | 500 |
Дуб | 700 | |
Фанера клееная (ГОСТ 3916-69) | 600 | |
Картон облицовочный | 1000 | |
Картон строительный многослойный (ГОСТ 4408-75*) | 650 | |
Плиты древесноволокнистые и древесностружечные (ГОСТ 4598-74*, ГОСТ 10632-77*) | 200-1000* | |
Плиты фибролитовые (ГОСТ 8928-81) и арболит (ГОСТ 19222-84) на портландцементе | 300-800* | |
Плиты камышитовые | 200-300* | |
Плиты торфяные теплоизоляционные (ГОСТ 4861-74) | 200-300 | |
Пакля | 150 | |
Теплоизоля-ция | Маты минераловатные прошивные (ГОСТ 21880-76) и на синтетическом связующем (ГОСТ 9573-82) | 50-125* |
Плиты мягкие, полужёсткие и жёсткие минераловатные на синтетическом и битумном связующих (ГОСТ 9573-82, ГОСТ 10140-80, ГОСТ 12394-66) | 50-350* | |
Плиты минераловатные повышенной жёсткости на органофосфатном связующем (ТУ 21- РСФСР-37276) | 200 | |
Плиты полужёсткие минераловатные на крахмальном связующем (ТУ 400-1- 61-74 Мосгорисполкома) | 200 | |
Плиты из стеклянного штапельного волокна на синтетическом связующем (ГОСТ 10499-78) | 50 | |
Маты и полосы из стеклянного волокна прошивные(ТУ 21-237275) | 150 | |
Пенополистирол (ТУ 6-05-117878) | 100-150* | |
Пенополистирол (ГОСТ 15588-70*) | 40 | |
Пенопласт ПХВ-1 (ТУ 6-05-117975) и ПВ-1 (ТУ 6-05-1158-78) | 100-125* | |
Пенополиуретан (ТУ В-56-70, ТУ 67- 98-75, ТУ 67-87-75) | 40-80* | |
Плиты из резольноформальдегидного пенопласта (ГОСТ 20916-75) | 40-100* | |
Перлитопластбетон (ТУ 480-114574) | 100-200* | |
Засыпки | Гравий керамзитовый (ГОСТ 9759-83) | 200-800 |
Гравий шунгизитовый (ГОСТ 19345-83) | 400-800 | |
Щебень из доменного шлака (ГОСТ 557876), шлаковой пемзы (ГОСТ 9760-75) и аглопорита (ГОСТ 11991-83) | 400-800 | |
Щебень и песок из перлита вспученного (ГОСТ 10832-83) | 200-600 | |
Вермикулит вспученный (ГОСТ 12865-67) | 100-200* | |
Песок для строительных работ (ГОСТ 8736-77*) | 1600 | |
Прочее | Пеностекло или газостекло (ТУ 21БССР8673) | 200-400* |
Листы асбестоцементные плоские (ГОСТ 18124-75*) | 1600-1800* | |
Битумы нефтяные строительные и кровельные (ГОСТ 6617-76*, ГОСТ 9548-74*) | 100-1400* | |
Асфальтобетон (ГОСТ 9128-84) | 2100 | |
Изделия из вспученного перлита на битумном связующем (ГОСТ 16136-80) | 300-400 | |
Рубероид (ГОСТ 10923-82), пергамин (ГОСТ 2697-83), толь (ГОСТ 10999-76*) | 600 | |
Линолеум поливинилхлоридный многослойный (ГОСТ 14632-79) | 1600-1800 | |
Линолеум поливинилхлоридный на тканевой подоснове (ГОСТ 7251-77) | 1400-1800 | |
Сталь стержневая арматурная (ГОСТ 10884-81) | 7850 | |
Чугун | 7200 | |
Алюминий (ГОСТ 22233-83) | 2600 | |
Медь (ГОСТ 859-78*) | 8500 | |
Стекло оконное (ГОСТ 111-78) | 2500 |
Главным критерием для отнесения того или иного груза к определённому классу (от I до IV) это коэффициент использования грузоподъемности. Данное значение показывает соотношение фактической массы транспортируемой поклажи с номинальной грузоподъемностью машины. Ниже размещена таблица
Класс | Коэффициент |
I | 1 |
II | 0,71 — 0,99 |
III | 0,51 — 0,70 |
IV | 0,41 — 0,50 |
Сметные нормативы на автомобильные перевозки бортовым автомобилем или самосвалами применяются в зависимости от классов перевозимых грузов, которые определяются по ниже размещённой номенклатурой и классификацией
Наименование груза | Класс груза |
А | |
Абажуры ламповые в ящиках | 4 |
Автоматы торговые (для продажи воды, карандашей, газет, одеколона, масла, спичек, молока и др.) | 2 |
Автомобили детские педальные | 3 |
Аглопорит | 4 |
Аккумуляторы электрические | 1 |
Апатиты | 1 |
Аппараты автогеносварочные, вулканизационные, газовые, гальванопластические | 2 |
Аппараты водолазные, контрольные, кинематографические, локационные, медицинские, оптические, телеграфные, телефонные, физические, фотографические, хирургические и их части и др. | 3 |
Асбест в кусках и порошке в таре | 1 |
То же, навалом | 2 |
Асфальт и асфальтит в плитках и кусках навалом | 1 |
Асфальт и асфальтит жидкий в бочках | 2 |
Б | |
Баки разные деревянные | 3 |
То же, металлические | 2 |
Баки аккумуляторные | 3 |
Балки стальные и железобетонные всякие | 1 |
Баллоны для газов всякие | 3 |
Банки стеклянные (в ящиках деревянных) | 3 |
Банки стеклянные (в ящиках полиэтиленовых) | 4 |
Батареи гальванические | 2 |
Бахчевые культуры (арбузы, дыни, тыквы) навалом | 2 |
То же, в ящиках, контейнерах | 1 |
Белье всякое в ящиках | 2 |
То же, в пачках и коробках | 3 |
Бензоколонки | 2 |
Битум нефтяной, каменноугольный, сланцевый твердый | 1 |
То же, жидкий (кроме перевозимого в автоцистернах) | 3 |
То же, в автоцистернах | |
Блоки деревянные дверные, шкафные антресольные и воротные | 2 |
Блоки деревянные оконные, балконные и фрамужные | 3 |
Блоки гранитные, известково-песчаные, мраморные | 1 |
Блоки керамические, шлаковые | 2 |
Блоки стеновые и фундаментные всякие | 1 |
Борулин | 1 |
Бобы и бобовые (фасоль, горох, чечевица, соя и др.) в мешках | 1 |
То же, навалом | 2 |
Бризол | 1 |
Борт (камень обработанный) | 1 |
Брусья мостовые и переводные, пропитанные и непропитанные | 1 |
Брусья швеллерные | 1 |
Брусчатка мостовая каменная | 1 |
Бумага всякая | 1 |
Бутыли и бутылки стеклянные (в ящиках деревянных) | 3 |
Бутылки стеклянные (в полиэтиленовых ящиках) | 4 |
В | |
Валенки и другая обувь войлочная и фетровая | 3 |
Ванны металлические | 1 |
То же, фаянсовые | 2 |
Варенье и джем в бочках, кадках | 1 |
Вата и ватин в кипах | 4 |
То же, в пачках | 4 |
Велосипеды | 4 |
Велоколяски инвалидные | 3 |
Вентиляторы всякие | 3 |
Ведра металлические | 3 |
Вермикулит (слюда) | 3 |
Веревки всякие | 1 |
Весы всякие | 2 |
Ветошь (концы обтирочные и др.) | 3 |
Вещи домашние | 3 |
Вина разные в бочках, бутылках (в ящиках деревянных) | 1 |
Вина разные в бутылках (в ящиках полиэтиленовых) | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Винипласт листовой | 1 |
Вода обыкновенная | 1 |
Водка, ликероводочные изделия и вино в бутылках (в ящиках деревянных) | 1 |
Водка, ликероводочные изделия и вино в бутылках (в ящиках полиэтиленовых) | 2 |
Водо- и воздухоподогреватели | 2 |
Войлок технический (асбестовый, шлаковый и др.) в свертках и кипах | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Волокно стеклянное | 3 |
Волокно искусственное и синтетическое (анид, лавсан, нитрон, капрон, хлорин и др.) | 3 |
Волокно растительное, кроме льна-волокна и хлопка — волокна | 3 |
Волос всякий | 4 |
Вулканит листовой и плиточный | 1 |
Вулканит в порошке | 2 |
Выключатели (карболитные, масляные) | 2 |
Выпрямители ртутные и селеновые | 2 |
Г | |
Гажа (землистый гипс) | 1 |
Газ природный и попутный в баллонах, в сжатом и сжиженном состоянии | 2 |
Газеты | 1 |
Газогенераторы | 2 |
Галантерея в ящиках | 2 |
То же, в пачках и коробках | 3 |
Галоши резиновые в ящиках | 3 |
То же, без упаковки | 4 |
Гвозди | 1 |
Гидранты и гидрозатворы | 1 |
Гипс строительный в мешках и навалом | 1 |
Гипс формовочный | 2 |
Глина разная | 1 |
Гонт кровельный | 2 |
Грабли металлические | 1 |
Грабли конной тяги | 2 |
Грабли тракторной тяги | 2 |
Гравий керамзитовый | 3 |
Гравий всякий, кроме легких заполнителей | 1 |
Грампластинки | 2 |
Гранит | 1 |
Грибы сушеные | 3 |
Грибы соленые, маринованные в бочках | 1 |
То же, в стеклянных банках | 2 |
Гудрон всякий | 1 |
Д | |
Двигатели всякие, кроме электрических | 2 |
Двигатели электрические и их части | 2 |
Двери железные | 1 |
То же, деревянные | 2 |
Детали керамические для санитарных изделий и арматуры | 3 |
Деготь в бочках | 1 |
Деревья, кусты, саженцы | 3 |
Дерн | 1 |
Доломит природный | 1 |
То же, обожженный | 2 |
Дома деревянные стандартные и нестандартные в разобранном виде | 3 |
Дощечки ящичные и бочарные | 2 |
Доски паркетные | 1 |
Доски подоконные гранитные, мраморные, известняковые, мозаичные и железобетонные | 1 |
Доски подоконные из дерева | 3 |
Дрань кровельная и штукатурная | 3 |
Дрова всяких пород дерева | 1 |
Дрожжи | 1 |
Ж | |
Жесть всякая | 1 |
Животные домашние крупные (лошади, коровы, волы и т.п.) | 3 |
То же, на автомобилях-скотовозах | |
Животные домашние мелкие (овцы, козы, свиньи, птица разная и т.п.) | 4 |
То же, на автомобилях-скотовозах | |
Жиры, масла животных, растительные и минеральные в ящиках и бочках | 1 |
То же, в бутылках, стеклянных банках (ящиках, корзинах) | 3 |
То же, в автоцистернах | |
Жмыхи | 2 |
Жом | 2 |
Журналы | 1 |
З | |
Заготовка стальная всякая | 1 |
Зелень огородная в решетках, корзинах, ящиках | 2 |
То же, навалом | 4 |
Земля всякая | 1 |
Злаки (зерно, семена) всякие, кроме овса, кукурузы в початках и семян масличных (арахис, подсолнечник, конопля, лен, рыжик и др.) | 1 |
Зола древесная, торфяная и прочая растительная | 2 |
И | |
Игрушки и игры всякие в ящиках | 3 |
Известняк молотый (мука известняковая) | 1 |
Известь комовая негашеная | 1 |
То же, гашеная (пушенка) | 2 |
Изделия абразивные: бруски, головки, дуги шлифовальные, сегменты и др.) | 1 |
Изделия асбестовые | 1 |
Изделия алюминиевые в ящиках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия веревочные | 2 |
Изделия войлочные в кипах, ящиках и мешках | 2 |
То же, навалом | 3 |
Изделия глиняные и керамические в упаковке | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия деревянные всякие, кроме поименованных | 3 |
Изделия жестяные | 3 |
Изделия картонные | 3 |
Изделия каменные | 1 |
Изделия кожаные, кроме обуви, одежды и галантереи в ящиках, тюках | 1 |
То же, без упаковки | 2 |
Изделия кондитерские мучные (вафли, галеты, печенье, пряники и т.п.) в лотках, коробках, ящиках | 4 |
Изделия кондитерские, кроме мучных, в ящиках, бочках | 1 |
То же, в коробках, банках | 2 |
Изделия сантехнические | 2 |
Изделия стеклянные в ящиках | 3 |
То же, без упаковки | 4 |
Изделия майоликовые, фарфоровые, фаянсовые, хрустальные в ящиках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия меховые, кроме обуви, одежды и галантереи | 3 |
Изделия мучные (макароны, лапша, вермишель и др.) | 2 |
Изделия мясные (котлеты, пельмени, полуфабрикаты) в ящиках, коробках | 3 |
Изделия рыбные (полуфабрикаты, кулинария) | 3 |
Изделия парфюмерно-косметические | 2 |
Изделия пластмассовые в ящиках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия резиновые, кроме обуви, в ящиках | 2 |
То же, навалом | 3 |
Изделия табачные | 3 |
Изделия трикотажные, чулочные | 2 |
Изделия тюлевые | 3 |
Изделия фибролитовые | 2 |
Изделия хлебобулочные (булки, баранки, сухари и пр.) | 4 |
Изделия художественные, сувениры из пластмасс | 3 |
Изделия шорные в ящиках, кипах, тюках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия из щетины в ящиках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия щеточные, кроме галантереи, в ящиках и связках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия ювелирные | 3 |
Изоляторы в ящиках | 2 |
То же, навалом | 1 |
Изложницы (металлические формы) | 2 |
Изразцы (кафель) всякие | 1 |
Икра рыб всякая | 2 |
Инвентарь садово-огородный | 3 |
Инвентарь сельскохозяйственный мелкий | 3 |
Инвентарь спортивный в ящиках, коробках | 3 |
Инструмент абразивный | 1 |
Инструменты музыкальные духовые, гармоники | 3 |
Инструменты музыкальные электрические | 3 |
Инструменты слесарные, столярные | 1 |
Инструменты: астрономические, геодезические, локационные, математические, медицинские, механические, научные всякие, оптические, рисовальные, фотографические, хирургические, чертежные | 3 |
Инструменты строительные моторизованные (электродрели, электромолотки, электроключи и др.) | 1 |
К | |
Кабачки в ящиках и сетках | 3 |
Кабели на деревянных катушках | 2 |
Калориферы | 2 |
Камень природный разный, включая камень-кубик | 1 |
Камень ракушечник и туфовый | 2 |
Камера холодильная | 2 |
Камеры автомобильные, троллейбусные, мотоциклетные, велосипедные и др. (новые, вулканизированные, утильные) | 3 |
Канаты всякие | 1 |
Картон всякий | 2 |
Картофель свежий | 1 |
Катанка стальная | 1 |
Каучук натуральный и синтетический | 1 |
Кварц природный, пылевидный | 2 |
Керамика фасадная облицовочная | 2 |
Кинопленка, кинолента | 1 |
Кипятильники | 2 |
Кирпич, кроме пористого и пустотелого | 1 |
Кирпич пористый и пустотелый | 2 |
Кислоты в бутылках (ящиках) | 1 |
Кислоты в автоцистернах | |
Клей всякий | 1 |
Клинкер цементный | 1 |
Книги всякие | 1 |
Ковры чистошерстяные | 1 |
Ковры и ковровые изделия полушерстяные и из химических волокон | 3 |
Концентраты пищевые в коробках (ящиках) | 3 |
Кожи всякие в ящиках и тюках | 1 |
То же, без упаковки | 2 |
Кокс и коксик разные | 2 |
Колбасы и колбасные изделия | 2 |
Колодки тормозные асбестовые | 2 |
Колонки водогрейные | 2 |
Колчедан серный | 1 |
Коляски к мотоциклам | 2 |
Комбикорм | 2 |
Компрессоры всякие | 2 |
Консервы всякие в жестяных банках (в ящиках) | 1 |
То же, в стеклянных банках (в ящиках) | 2 |
Коконы шелкопряда | 4 |
Кость разная | 3 |
Конденсаторы | 2 |
Конструкции железобетонные | |
Конструкции металлические | |
Контейнеры железнодорожные, морские, речные, автомобильные, порожние | |
То же, груженые | |
Кора дубильная (дуба, ивы, лозы и др.) | 3 |
Коробки деревянные воротные, балконные, оконные и др. | 3 |
Котлы паровые и другие закрытые и их части | 2 |
Кофе разный | 2 |
Краски в деревянных и металлических бочках, фанерных барабанах, флягах | 1 |
Кровати металлические | 3 |
Крупа всякая | 1 |
Кукуруза в початках | 2 |
Краски в металлических банках, полиэтиленовой таре, в ящиках деревянных, ящиках из гофрированного картона) | 3 |
Л | |
Лаки всякие в упаковке | 1 |
Лед естественный и искусственный | 1 |
Лента (подкат) стальная всякая | 1 |
Лесоматериалы (бревна, пиломатериалы, жерди и т.д.) | 1 |
Лес крепежный | 1 |
Леса трубчатые инвентарные | 2 |
Лестницы металлические | 2 |
Лен-волокно прессованный | 2 |
То же, непрессованный | 3 |
Линолеум | 1 |
Листы асбестоцементные волнистые и полуволнистые (шифер) | 1 |
Литье (изделие) стальное и чугунное всякое, в том числе фасонное | 1 |
Лифты и подъемники с принадлежностями к ним | 3 |
Лом черных и цветных металлов, кроме бытового | 1 |
Лом металлический бытовой | 3 |
Люки металлические разного назначения | 1 |
Люстры | 3 |
М | |
Магнезит | 2 |
Магнитофоны | 3 |
Макулатура бумажная | 2 |
Масса древесная | 3 |
Мастика кровельная | 2 |
Материалы абразивные в кусках и зерне: карбид бора, карбид кремния зеленый и черный, корунд природный, монокорунд, наждак, электрокорунд | 1 |
Материалы изоляционные | 2 |
Матрацы волосяные, перовые, травяные, ватные | 4 |
Мачты железобетонные | 1 |
Машины пишущие и их части в упаковке | 1 |
То же, без упаковки | 3 |
Машины стиральные | 3 |
Машины строительные | 2 |
Машины швейные всякие и их части | 2 |
Мед всякий в бочках, кадках | 1 |
Медикаменты в стеклянной посуде (в ящиках), пачках, коробках | 2 |
То же, в бутылках (в корзинах) | 3 |
Мел в кусках | 1 |
Мел в порошке навалом | 2 |
Металлы цветные в чушках, слитках, болванках, заготовках, ленте, листах, проволоке, прутках, полосе, прокате | 1 |
Меха, выделанные всякие, в том числе искусственный мех | 3 |
Меха невыделанные разные (сырье) | 2 |
Мешки всякие | 2 |
Молоко в порошке | 2 |
Молоко свежее и молочные изделия в бочках, бочонках, бутылках (ящиках деревянных, сетках металлических), коробках | 2 |
Молоко свежее и молочные изделия в бутылках, в бумажных пакетах (в ящиках, сетках полиэтиленовых) | 3 |
Молоко свежее в бидонах, флягах | 3 |
То же, в автоцистернах | |
Мотороллеры, мотоциклы | 4 |
Морковь в ящиках и сетках | 3 |
Мороженое всякое | 2 |
Мука злаковая и всякая техническая | 1 |
Мусор разный | 1 |
Мыло всякое | 1 |
Мясо диких и домашних животных в тушах (навалом) | 2 |
То же в бочках, ящиках | 1 |
Мясо охлажденное в подвешенном состоянии (на крючьях) | 4 |
Н | |
Навоз | 1 |
Напитки безалкогольные (вода, квас, морс, сироп, соки) в бутылках (в ящиках деревянных), бочках | 1 |
Напитки безалкогольные (вода, квас, морс, сироп, соки) в бутылках (в ящиках полиэтиленовых) | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Нефть и нефтепродукты в бочках | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Нитки в ящиках | 1 |
То же, в мотках, связках | 2 |
Нитроэмали и эмали | 2 |
О | |
Огнетушители | 3 |
Обои разные | 1 |
Обрезки (лоскуты тканевые, кожаные и резиновые концы) в кулях и кипах | 2 |
То же, навалом | 3 |
Обувь всякая в ящиках, кроме войлочной, фетровой и галош | 2 |
То же, без упаковки и в коробках | 3 |
Овес навалом | 2 |
То же, в мешках | 1 |
Овощи свежие, не поименованные в алфавите | 2 |
Овощи и фрукты соленые и маринованные в бочках, бочонках | 1 |
Овощи сушеные и вяленые | 4 |
Одежда всякая в пачках, ящиках | 3 |
Одеяла ватные, пуховые, перовые и др. | 3 |
Опилки и стружки древесные навалом | 4 |
То же, в мешках, кулях | 2 |
Опилки и стружка металлическая дробленая | 1 |
То же, алюминиевые и смешанные в ящиках | 2 |
Орехи и желуди | 2 |
Осадки сброженные (удобрения) | 2 |
Отруби и прочие отходы крупяного, мельничного производства | 2 |
Отходы пищевой промышленности всякие | 3 |
Отходы мясные (жилы, кишки, когти, копыта, кость простая, рога и пр.) | 2 |
П | |
Пакля и пенька прессованные | 2 |
То же, непрессованные | 3 |
Паркет | 1 |
Патока | 1 |
Пек древесный | 1 |
Пек нефтяной | 1 |
Пемза всякая навалом | 3 |
То же, в мешках | 2 |
Пеностекло в плитках | 4 |
Песок всякий (горный, речной и др.) | 1 |
Пергамин кровельный | 2 |
Переплеты железобетонные оконные | 1 |
Переплеты и рамы деревянные оконные | 3 |
Перо птичье в кипах и мешках | 4 |
Пиво в бочках, бутылках (в ящиках деревянных) | 1 |
Пиво в бутылках (в ящиках полиэтиленовых) | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Пластикат полихлорвиниловый листовой | 4 |
Пластмассы | 2 |
Плиты железобетонные, асбестоцементные, бетоноцементные, гипсовые, цементные | 1 |
Плиты гипсоволокнистые, древесно-волокнистые и древесно-стружечные | 2 |
Плиты мраморные, гранитные, каменные | 1 |
Плиты пластмассовые для полов и стен | 2 |
Плиты газовые | 4 |
Плиты столярные | 1 |
Плиты и маты камышитовые, пенькокостровые | 2 |
Плиты керамзитовые | 3 |
Плиты керамзитобетонные | 2 |
Плиты и плитки фаянсовые | 2 |
Повозки всякие (арбы, брички, сани, телеги) | 4 |
Подсолнечник (семена) | 2 |
Подсолнечник (головки) | 3 |
Поковки стальные всякие | 1 |
Покрышки автомобильные, автобусные, велосипедные, мотоциклетные и троллейбусные новые и вулканизированные | 3 |
Порошки андезитовые, диабазовые, шамотные | 2 |
Полистирол | 1 |
Полиуретан | 1 |
Порошок магнезитовый металлургический | 2 |
Пособия учебные наглядные | 3 |
Приборы измерительные разные (весы, часы и пр.) и их части в ящиках | 3 |
То же, без упаковки | 4 |
Провода всякие | 1 |
Проволока разная | 1 |
Прокат черных металлов, не поименованный в алфавите | 1 |
Пряжа разная в кипах и ящиках | 2 |
То же, на патронах и шпулях | 3 |
Птица битая разная в ящиках | 2 |
Пылесосы | 2 |
Р | |
Радио и их части | 3 |
Рассада овощная, цветочная и ягодная без упаковки | 4 |
То же, в корзинах и лотках | 2 |
Растения живые (деревья, кусты, саженцы) | 3 |
Редька в ящиках и сетках | 3 |
Резина сырая | 1 |
Рельсы железобетонные | 1 |
Рельсы металлические всякие | 1 |
Рубероид | 1 |
Руда всякая | 1 |
Рыба и рыбопродукты | 1 |
Рыба сушеная и вяленая | 2 |
Рыба живая в автоцистернах | |
С | |
Сажа всякая | 4 |
Саженцы всякие | 3 |
Свекла | 1 |
Свекла в ящиках и сетках | 3 |
Сахар | 1 |
Семена масличные (арахис, подсолнечник, конопля, лен, рыжик и др.) | 2 |
Семена хлопковые | 2 |
Сено и солома прессованные | 3 |
То же, непрессованные | 4 |
Сера (комовая, газовая, порошок) | 1 |
Сетки металлические | 1 |
Силос всякий готовый | 2 |
Силосная масса всякая | |
Скобы, крюки и консоли всякие металлические | 2 |
Сланцы горючие всякие | 1 |
Слюда всякая в ящиках | 1 |
Слитки стальные всякие | 1 |
Смолы синтетические | 2 |
Смолы натуральные (древесные, каменноугольные, торфяные) | 1 |
Спирт всякий в бочках, бутылках (в ящиках) | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Снег свежий, сухой | 3 |
Снег слежавшийся, мокрый | 2 |
Спички | 3 |
Сода пищевая и техническая | 1 |
Соль разная | 1 |
Сталь прокатная всех профилей | 1 |
Сталь листовая всякая | 1 |
Станки всякие | 2 |
Стекло всякое (в том числе зеркальное) в ящиках | 1 |
Стиральные порошки и другие моющие средства | 2 |
Столбы деревянные, в том числе телеграфные | 1 |
Стружка металлическая дробленая | 1 |
То же, недробленая | 3 |
Субпродукты мясные (легкие, почки, печень, мозги и т.д.) | 2 |
Счетчики электрические и газовые | 2 |
Сыр всякий | 2 |
Т | |
Табак | 4 |
Тара разная: | |
катно-бочковая | 3 |
ящики деревянные | 4 |
мелкоштучная: | |
консервные банки, бидоны, фляги | 4 |
мешки льняные, джутовые, бумажные | 2 |
Текстолит всякий | 1 |
Телеаппараты и их части | 4 |
Ткани разные (хлопчатобумажные, шерстяные, льняные, шелковые, из искусственного и синтетического волокна и специальные, дерматин и т.п.) в кипах, тюках, рулонах | 1 |
То же, в кусках | 2 |
Толь всякий | 1 |
Торф брикетированный | 1 |
Торф топливный и пыль торфяная | 3 |
Торф для приготовления торфокомпостов, для подстилки, торфокомпосты, торфоминерально-аммиачные удобрения (ТМАУ) | 2 |
Торшеры | |
Тракторы гусеничные | 2 |
Трансформаторы | 2 |
Тракторы колесные | 3 |
Трепел | 1 |
Треста и солома льняная и конопляная | 4 |
Тросы стальные | 1 |
Трубки резиновые и эбонитовые в ящиках | 1 |
Трубы асбестоцементные и их части | 3 |
Трубы глиняные керамические | 2 |
Трубы железобетонные и их части | 1 |
Трубы из камня искусственного | 1 |
Трубы стальные и чугунные всякие и их части | 1 |
Трубы стеклянные | 3 |
Тюбинги | 2 |
У | |
Уборы головные всякие в ящиках | 3 |
Угары текстильные | 3 |
Уголь древесный | 3 |
Уголь каменный и брикеты из него | 1 |
Уголь бурый | 2 |
Удобрения минеральные и химические | 1 |
Ф | |
Фанера всякая | 1 |
Фибра всякая | 2 |
Фибролит | 2 |
Фитинги фасонные соединительные из черных металлов (колено, раструб, патрубок, муфта, тройник, флянец и др.) | 1 |
Фрукты свежие в ящиках и корзинах | 1 |
То же, в решетах и без упаковки | 2 |
Фрукты вяленые и сушеные | 2 |
Х | |
Хворост | 4 |
Хлеб печеный формовой в лотках | 3 |
Хлеб печеный подовой в лотках | 4 |
Хлопок-волокно прессованный | 1 |
То же, непрессованный | 2 |
Хлопок-волокно прессованный импортный | 2 |
Холодильники бытовые | 4 |
Ц | |
Целлюлоза всякая | 2 |
Целлофан в пачках и связках | 2 |
Цемент | 1 |
Цитрусовые (апельсины, лимоны, мандарины и пр.) | 2 |
Ч | |
Чай всякий | 2 |
Части запасные к станкам, машинам, оборудованию | 1 |
Черепица кровельная | 1 |
Чемоданы, баулы разные | 3 |
Чугун всякий, в том числе литейный и передельный | 1 |
Ш | |
Шашка торцевая | 3 |
Шашка из камня грубоколотого | 1 |
Швеллеры стальные всякие | 1 |
Шавелин (материал изоляционный) | 4 |
Шерсть прессованная | 2 |
То же, непрессованная | 3 |
Шелк-сырец | 1 |
Шипы (ободья) металлические, в том числе обтянутые резиной | 1 |
Шифер всякий | 1 |
Шкафы металлические | 2 |
Шкуры и шкурки невыделанные | 2 |
То же, невыделанные | 3 |
Шлаковата | 4 |
Шлак всякий | 1 |
Шпалы деревянные непропитанные и пропитанные | 1 |
Шпалы железобетонные | 1 |
Штукатурка сухая в плитках | 1 |
Шпон | 2 |
Щ | |
Щебень всякий | 1 |
Щетина | 2 |
Щепа разная в пачках, связках | 2 |
То же, навалом | 3 |
Щиты деревянные | 3 |
Э | |
Эбонит | 2 |
Элементы гальванические | 2 |
Электроды в пачках | 2 |
Электроаппаратура | 2 |
Этернит (черепица асбестоцементная) | 1 |
Экстракты разные | 2 |
Я | |
Ягоды свежие всякие | 2 |
Ядохимикаты всякие | 3 |
Яйца птицы всякой | 2 |
Особенности учета транспортировки основных средств
Траты на доставку основных средств необходимо учитывать в составе расходов на приобретение и производство продукции. Это правило касается:
- средств, созданных предприятием;
- средств, купленных по договорам, не предполагающим оплату неденежными средствами;
- средств, приобретенных безвозмездно;
- средств, купленных по соответствующему договору.
Все перечисленные основные средства необходимо учитывать в качестве капитальных расходов.
Исключением будут траты на перемещение объектов, не нуждающихся в монтаже, внутри территории организации. Они будут отражаться в издержках производства.
Как рассчитать ТЗР по материалам?
Транспортные расходы предприятия могут быть связаны с покупкой не только готовых товаров, но и материалов, которые в последствии используются в производстве. При этом нужно верно распределить понесенные ТЗР. Сделать это можно несколькими способами в соответствии с ПБУ 5/01:
- применив 15 счет (списываются ТЗР в счет заготовления и приобретения материалов);
- используя отдельный субсчет для ТЗР на счете 10 «Материалы»;
- напрямую включив понесенные ТЗР в стоимость материалов.
Последний вариант позволяет минимизировать расчеты. А в первых двух случаях как рассчитать ТЗР? Формула для списания указана в Методических указаниях отклонения или ТЗР (пункт 87). Расчет нужно производить следующим образом:
К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) * 100%, где:
- К – процент списания ТЗР;
- Откл0 – сумма оставшегося ТЗР на начало периода;
- Откл1 – размер ТЗР, понесенных в рассматриваемом месяце;
- М0 – оставшиеся материалы на начало месяца;
- М1 – сумма приобретенных за месяц материалов.
Причем стоимость материалов берется та, что указана в учетных документах. После чего производится расчет ТЗР по материалам путем перемножения полученного процента на учетную стоимость материалов, списываемых в затраты производства.
Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?
Оптимизация расходов во многом зависит от квалификации и внимательности бухгалтера, который знает, как правильно распределить их, и способен вовремя сообщить руководителю об увеличившихся тратах. К сожалению, очень многие рядовые бухгалтера не имеют достаточного опыта или свободного времени для этого. Поэтому чаще они сами делают ошибки в учете, чем реально помогают делать эффективнее бизнес-процессы в компании.
В качестве выхода мы предлагаем вам обращаться к профессиональным организациям, занимающимся бухгалтерской и налоговой отчетностью. Именно к таким относится ООО “ПРОГРАММЫ 93”.
Что такое прямые и косвенные расходы
Каждая компания в процессе своей деятельности несет затраты. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик для целей налогообложения должен указывать в учетной политике алгоритм разделения расходов на прямые и косвенные.
Прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость, но признаются только по мере реализации продукта, товара или услуги. А косвенные траты можно учесть сразу же в полном объеме в расходах компании в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Распределять расходы по их типам должны все компании, но есть 2 исключения:
- организации, которым разрешено использовать в учете кассовый метод, не выделяют прямые и косвенные расходы, поскольку признают все расходы по мере их оплаты (п. 1 ст. 318, ст. 273 НК РФ);
- фирмы, работающие в сфере услуг, имеют право учитывать все затраты в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348).
О разнице между кассовым методом и методом начисления подробнее читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».
Ст. 318 НК РФ содержит перечень прямых расходов компании:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда и начисляемые выплаты во внебюджетные фонды;
- затраты на амортизацию ОС.
Этот перечень не является закрытым и носит рекомендательный характер. Это значит, что указанные выше прямые расходы налогоплательщик может учесть как косвенные либо включить в состав прямых затрат те, которые прямо не названы в ст. 318 НК РФ. Однако налоговики требуют доказывать обоснованность такого подхода (ст. 252, 319 НК РФ, письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/[email protected]). Учесть затраты на производство в качестве косвенных можно, только если компания докажет в учетной политике невозможность их отнесения к прямым, а также представит алгоритм распределения таких трат с учетом экономически обоснованных показателей.
От правильности отнесения затрат к прямым и косвенным зависит расчет налога на прибыль. Если компания спишет сразу много косвенных затрат, а налоговики с ней не согласятся, скорее всего, последует доначисление налога и штраф. Примером, когда компания включила в состав косвенных расходов амортизацию и отстояла свою позицию в суде, служит постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.02.2014 № А82-12003/2012. Однако есть и обратный пример: Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2017 № Ф05-7067/2017 по делу № А40-136716/2016 согласился с налоговым органом, который посчитал неправомерным отнесение в состав косвенных расходов общестроительных затрат, связанных с содержанием строительной площадки при строительстве малоэтажного индивидуального жилья и инфраструктуры поселка (определением Верховного суда РФ от 27.09.2017 № 305-КГ17-13063 отказано в передаче дела № А40-136716/2016 в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).
Подробнее о том, как верно определить оба типа расходов, читайте в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы разделяете затраты на прямые и косвенные в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Что такое прямые и косвенные расходы, мы выяснили. Теперь определим, какие транспортные расходы существуют и в каком случае они являются прямыми затратами компании, а в каком — косвенными.
Почему с нами надежнее и удобнее, чем со штатными сотрудниками?
- Вы работаете с целой командой, а не одним сотрудником. А значит любые действия дополнительно проверяются, а решения находятся быстрее и эффективнее.
- Наши проблемы не становятся вашими. Вам не нужно организовывать место, оплачивать больничные и отпуска. Если кто-то из команды заболел, вы этого даже не заметите — его тут же заменит другой сотрудник!
- У нас есть специалисты разных профилей. Юристы, специалисты по 1С — мы всесторонне подходим к бухгалтерскому учету и можем оптимизировать работу целого отдела.
Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте, или заполните форму обратной связи, чтобы мы смогли сориентировать по точной стоимости, подобрать наилучшее решение и рассказать, как начать сотрудничество!
Расходы на доставку приобретенного имущества
Если торговая компания закупает товары у другой фирмы и вывозит их собственными силами либо платит за доставку транспортной компании или контрагенту, такие расходы будут носить характер прямых (абз. 3 ст. 320 НК РФ). На себестоимость товаров они списываются не в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующим формулам:
ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,
Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (Стек + ОСТтов) × 100%,
ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,
где: ТР — транспортные расходы;
ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;
ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;
ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;
Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;
ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от производственных компаний торговые организации не имеют права устанавливать свой перечень прямых и косвенных расходов (абз. 3. ст. 320 НК РФ).
При покупке ОС расходы на его доставку компания должна включить в состав фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения транспортные расходы будут учитываться аналогично порядку, принятому в бухучете, то есть будут включены в стоимость ОС, а затем списываться на расходы через амортизацию.
Какой документ является основанием для оприходования ОС и как его верно заполнить, читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС».
Производственная компания включает расходы на доставку сырья в стоимость МПЗ и учитывает их в составе материальных расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Следовательно, в этом случае ТР будут прямыми затратами компании. Если стоимость доставки зафиксирована отдельной суммой, то, помимо документов на само сырье, поставщик передает покупателю ТТН и счет-фактуру на транспортные услуги.